Фильмы стирают «белые пятна»
Познать прошлое страны по одному учебнику истории невозможно. Слишком много деталей не вмещается даже в огромный школьный курс. Как тогда почувствовать, чем дышали предки, как понять их поступки, от которых во многом зависит наша нынешняя жизнь? Это можно в исключительных случаях. Одну из таких уникальных возможностей дает программа телеканала ОНТ «Обратный отсчет».
Каждый год команда «Обратного отсчета» проводит «Фестиваль одного проекта», где кинокритики, искусствоведы выбирают наиболее удачные картины. Из 42 вышедших в 2012–м на экран 10 отмечены званием лучших.
***
Авторы проекта дважды удостаивались высших наград на Национальном телевизионном конкурсе «Телевершина»: автор и руководитель «Обратного отсчета» Владимир Бокун был признан лучшим телепродюсером, а лучшим документальным фильмом — лента «К–19. Время героев», с которой начался цикл 24 апреля 2008 года, — о первом советском атомном подводном ракетоносце и его мичмане Иване Кулакове.
За 4 года творческая группа «Обратного отсчета» сняла полторы сотни фильмов. Среди наиболее ярких работ, неоднократно отмеченных на международных и национальных фестивалях: «Сморгонь. Забытый фронт», «Катынь. Белорусский список», «22 июня. Обреченный мир», «Иконы из Жировичей. Лик чудотворный», «Белорусские усадьбы. Взорванный мир», «Граф Чапский. Драма реформатора».
Фильмы рассказывают о страницах нашей истории, которые только сейчас приоткрываются архивистами.
В феврале прошлого года вышла двухсерийная картина о белорусах — узниках Освенцима «Бандеркиндер доктора Менгеле». До недавнего времени считалось, что наших земляков в лагере смерти не было, ведь всех, кого свозили с территории СССР, записывали русскими. Автор фильма Татьяна Сухоцкая нашла чудом спасшихся живых свидетелей трагических событий.
Ностальгический цикл «Жизнь по–советски» напоминает о недавней эпохе: «Любовь по–советски, или «У нас секса нет!», «Красота по–советски. Испытание модой», «Туризм по–советски. Испытание заграницей», «Счастье по–советски. Испытание фортуной», «Кухня по–советски. Испытание дефицитом», «Качество по–советски. Знак времени».
Успех состоит из мелочей. Анна Карпенко, редактор проекта, приоткрыла мне некоторые секреты создания фильмов:
— Я подыскиваю актеров прямо на улице. Почти всех исторических персонажей играют непрофессионалы. Но у них отлично получается вжиться в роль. Чтобы передать атмосферу эпох, проводим съемки в Заславле, Вязынке, Мире — местах, где сохранилась аутентичная архитектура, не нужно создавать специальных декораций — все уже готово. Почти в каждом фильме используется кинохроника, которую «Мастерская Владимира Бокуна» приобретает в Белорусском госархиве кинофотофонодокументов в Дзержинске, Российском госархиве кинофотодокументов в Красногорске, архиве Стивена Спилберга.
Многие истории «Обратного отсчета» давно перестали вмещаться в хронометраж одного фильма. Они растягиваются на серии. И Владимир Бокун делает выводы, строит планы:
— Есть желание от документального жанра перейти к съемкам игрового кино, исторических сериалов. Например, история разведчика Михаила Мукасея вполне тянет на белорусские «Семнадцать мгновений весны». В прошлом году мы показали фильм «Бона Сфорца. Ангел или демон». Уроженку Италии долгое время считали «отравительницей» Барбары Радзивилл. Как выяснили эксперты «Обратного отсчета», Барбара умерла от тяжелого онкологического заболевания. А вот Бону отравили. Она ссудила немалую сумму денег испанскому королю, и тот, чтобы не отдавать долг, подослал убийцу. Согласитесь, захватывающий сюжет!
***
Владимир Бокун сотрудничает с ведущими историками, помогающими открывать тайны прошлого, — Михаилом Костюком, Вячеславом Селеменевым, Андреем Киштымовым:
— Но голые факты никогда не увлекут зрителя, если не будет человеческой драмы, если не найти героев и свидетелей событий, о которых мы рассказываем. История должна быть эмоциональной. Это возможно только когда есть герой, реальный, со своими переживаниями. Формула простая, но выдержать ее очень сложно. Иногда приходится откладывать в сторону интересный материал, если не нашли героя.
В 2012 году на телеканале ОНТ вышли 42 фильма «Обратного отсчета», каждый из которых открывал новую страницу в нашей истории. В поле зрения творческой группы оказались самые различные темы: судьба драматурга и режиссера Владислава Голубка, рассказанная его внучкой Изабеллой Бобровой. О подвигах и трагедиях Михаила Мукасея, советского разведчика–нелегала, уроженца Замостья, что под Слуцком, мы узнали из уст его сына — кинооператора Анатолия Мукасея и невестки — актрисы и кинорежиссера Светланы Дружининой.
Владимир Бокун уверен, что идей хватит еще на много лет вперед:
— У «Обратного отсчета» есть сценарный задел до конца 2013 года. О чем это говорит? О том, что в нашей истории слишком много «белых пятен». Казалось бы, все знают о Курловском расстреле 1905 года, когда на нынешней минской Привокзальной площади были убиты рабочие — участники мирной демонстрации. Но не все жители улицы Пулихова ответят на вопрос, в честь кого она названа. Фильм «Бомба для губернатора» вернул нас более чем на 100 лет назад. На съемочной площадке встретились губернатор Минска, царский наместник Павел Курлов и Иван Пулихов, социалист–революционер, в советское время считавшийся народным героем. Его могила находится на Военном кладбище. Пулихов вместе с сестрами Екатериной и Александрой Измайлович готовил покушение на губернатора, чтобы отомстить за жестокий разгон демонстрации. Революционеры подкараулили Курлова на выходе из собора (недавно храм напротив Ратуши восстановлен, там сейчас концертный зал «Верхний город»). Но бомба не взорвалась. Ивана и сестер Измайлович задержали. Суд приговорил их к смертной казни. Но почему не случился взрыв? Фильм разгадал загадку века. Оказалось, бомбу доставил из Москвы агент царской охранки под «оперативным псевдонимом» Михеев, «он» же — Зинаида Жученко–Гернгросс. Устройство было сконструировано таким образом, что и не могло взорваться! Вся эта детективная история впервые предстала на экране в фильме «Обратного отсчета». Исторические детали восстановлены по архивным документам.
***
Лучшим автором сценария по итогам прошлого года в проекте «Обратный отсчет» признан Борис Герстен. Лучшим режиссером — Владимир Орлов.
Герстен — автор фильма о судьбе студентов Мирской иешивы. Материалы собирал несколько лет. А история ошеломляющая. В конце XIX — начале XX века религиозная школа, готовившая раввинов, была известна далеко за пределами Мира. Когда в 1939 году началась война, преподаватели и студенты вынуждены были бежать в Каунас. А затем благодаря японскому консулу в Литве Сугихаре, который выдал визы, проделали огромный путь через много стран и оказались на Cвятой земле, где вскоре основали новую религиозную школу, но со старым названием. И сегодня в Иерусалиме действует Мирская иешива.
Борис Герстен — легенда белорусской спортивной тележурналистики, но историей увлечен не менее сильно. В проекте «Обратный отсчет» у него уже большой задел: фильм о судьбе минской «Ямы», где нацисты расстреливали евреев, о трагедии Тростенца. В соавторстве с режиссером Владимиром Орловым написал сценарий к фильму «Штэтэле. Местечковая Атлантида». У Бориса Изидоровича тяга к темам, в которых есть шанс стать первооткрывателем:
— Еще работая в Белтелерадиокомпании, я снял цикл фильмов об уроженцах Беларуси, ставших пионерами олимпийского движения в мире. Например, родившийся под Ошмянами Зыгмунт Минейко — один из первых журналистов, освещавших первую Олимпиаду в Афинах в 1896 году. С Вячеславом Бондаренко (ведущий ток–шоу «Открытый формат») мы написали сценарий к 13–серийному документально–художественному циклу «Города–герои», получившему «Телевершину». В свое время мне удалось раскопать историю проведения в 1940 году подпольной Олимпиады в немецком концентрационном лагере. Дело в том, что в 1940–м и 1944–м Олимпиады были отменены в связи с войной. Но заключенные разных армий, попавшие в плен к нацистам, устроили состязания — и среди их участников были белорусы из Лиды, Гродно, бывшие солдаты Войска Польского.
Владимир Орлов получил награду в номинации «Лучший режиссер» по итогам прошлого года за фильм «Судьба резидента» о разведчиках Михаиле и Елизавете Мукасей, известных также под псевдонимами Зефир и Эльза. Ему принадлежит режиссерская и авторская работа в фильме «Шанхайский джаз» — о судьбе музыканта Бориса Райского:
— Я дружил с Райским. До сих пор поддерживаю теплые отношения с его дочерью Валентиной. Сработались с Борисом мы почти сразу как он переехал в Минск. У Райского совсем не райская судьба. До того как он стал главным дирижером Белгосцирка, провел 4 года в Норильске: был арестован, работал в лагере электриком — расплачивался за эмигрантскую жизнь в Харбине и Шанхае. Когда Райский был главным дирижером и худруком концертно–эстрадного оркестра Белорусского телевидения и радио, я писал тексты на мелодии Смольского, Глебова, Гришмана и самого Райского — мы создали с Борисом Ипполитовичем много интересных песен. А так как музыкант жил долгое время за границей, то учил меня и других сотрудников оркестра изысканным манерам, — как подстригать усики, завязывать галстук. Все хотели ему подражать как интеллигентному, воспитанному человеку со светскими манерами.
Просматривая фильмы «Обратного отсчета», отчетливо понимаешь, что наше прошлое — отнюдь не только череда войн и революций. Это и жизнь замечательных людей. Это переплетение традиций разных народов на гостеприимной земле Беларуси. Это огромный человеческий и культурный потенциал. И ошибки, которые если и нельзя исправить, то есть шанс не повторить.
В этом году продолжим следить за телевизионной «Повестью временных лет» на телеканале ОНТ и пересматривать забытые эпизоды истории — сокровищницы житейской мудрости.
Авторитетно
Андрей Басс, заместитель председателя правления ЗАО «Второй национальный телеканал»:
— «Обратный отсчет» — пожалуй, единственный в белорусском телеэфире еженедельный документальный проект. Его рейтинг выше среднего. Создатели цикла постоянно повышают исследовательскую планку, чтобы зрители узнавали эксклюзивную, ранее неизвестную информацию.
Со знанием дела
Игорь Сукманов, кинокритик:
— «Обратный отсчет» — многогранный, объемный проект. В программе прошлое не рисуется только черными или белыми красками, оно отображается во всей его сложности. Все сделано качественно и по совести.
Галина Злобенко, преподаватель Белгосакадемии искусств:
— На цикл должны обратить внимание в школах. Мы все время спорим, как нужно преподавать историю. А здесь она изложена живо, талантливо, самые спорные моменты преподнесены осторожно, нетенденциозно.
Людмила Перегудова, главный редактор журнала «На экранах»:
— Хочу пожелать творческому коллективу, чтобы уделяли больше внимания костюмам актеров — порой подмечаю детали, расходящиеся с исторической действительностью. Выигрывают те фильмы, в которых мы не только слышим, но и видим в кадре ведущего Александра Суцковера, актера Национального академического драматического театра имени Горького, — он оживляет картинку.
Автор публикации: Виктор КОРБУТ
Фото: Александр РУЖЕЧКА