Наши интересы в социальном интерьере

Источник материала:  

Зарплаты, пенсии и пособия. Из них складывается социальная матрица государства и от них зависит благополучие каждого. Трудно найти сферу важнее и значимее. Чем запомнится ушедший год министру труда и социальной защиты Марианне Щеткиной? Об этом ее эксклюзивное интервью «СБ».


— Марианна Акиндиновна, аналитики уже назвали 2012 год «скучным». Экономика медленно, но верно восстанавливалась. Негативные прогнозы не сбылись. Скорее наоборот.


— Для нас год был насыщенным, эффективным, напряженным и очень интересным. Приняты новые законы. Развивались новые формы деятельности. Основные социальные показатели выполнены и даже в ряде случаев превысили прогнозные. Например, реальные денежные доходы должны были увеличиться на 103 — 103,5 процента, а фактически к ноябрю рост составил 118 процентов. Реальная заработная плата по стране за январь — ноябрь выросла на 20,6 процента при прогнозе на год 4 — 4,2 процента. Уровень малообеспеченности населения в третьем квартале — 6,4 процента. Это на 4 процентных пункта ниже, чем в конце 2011–го. Средняя зарплата по стране в ноябре — 495,9 доллара США. При этом в сфере производства — 526, научных исследований и разработок — 636,8, в строительстве — 627,8.


С принятием Указа Президента № 181 (от 10 мая 2011 г. «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда») создана достаточная правовая база и условия для повышения оплаты труда работников организаций, независимо от формы собственности. Главное условие — эффективность хозяйствования.


Особое внимание уделялось повышению уровня оплаты труда работников бюджетной сферы. В минувшем году тарифная ставка первого разряда повышалась трижды и увеличилась со 151 тысячи до 225 тысяч рублей. С 1 января 2013 года она установлена в размере 240 тысяч рублей. В итоге средний уровень зарплаты в бюджетных организациях в ноябре составил 373,1 доллара США, увеличившись с начала года на 89,2 процента. В перспективе мы планируем реформировать оплату труда в бюджетной сфере с поэтапной отменой корректирующих коэффициентов к тарифным окладам и перераспределением полномочий по оплате труда между органами государственного управления и руководителями бюджетных организаций.


— По поводу государственной социальной помощи нынче много споров. Человеку с квартирой, машиной или участком земли в собственности в Евросоюзе, например, и в голову не придет просить помощи у государства. А у нас такое вполне может случиться. Как будем преодолевать социальное иждивенчество?


— Институт адресной социальной помощи постоянно совершенствуется. Специальные комиссии на местах принимают решение по единовременным, ежемесячным материальным выплатам малообеспеченным семьям. То есть тем, у кого среднедушевой доход на члена семьи меньше бюджета прожиточного минимума — 880 тысяч 30 рублей на сегодняшний день. За 9 месяцев 233 тысячи человек получили помощь на 304 миллиарда рублей. Это в 5,4 раза больше, чем в прошлом году. Более 60 процентов получателей пособий — семьи с несовершеннолетними детьми. Некоторые объективно не могут изменить свое материальное положение. Например, неполная семья, воспитывающая ребенка–инвалида, или семьи инвалидов I и II групп. Им и помощь оказывается на более длительный срок — от 6 до 12 месяцев.


Для исключения иждивенчества, полагаю, требуется выработка индивидуальных планов по улучшению положения каждого получателя помощи и введение ответственности за их невыполнение. Допустим, человеку предлагают трудоустроиться. В стране на 1 декабря было 67 тысяч вакансий и 26 тысяч безработных. Есть возможность переобучения по 120 профессиям за счет государства. Можно поменять место жительства и найти работу с предоставлением жилья. Суть адресной социальной помощи — в ее временном характере. Получив ее, человек сам должен предпринять максимум усилий, чтобы поправить свое материальное положение.


Впрочем, численность получателей государственной помощи и ее сумма в минувшем году увеличились прежде всего по объективным причинам. Ежеквартально пересматривался бюджет прожиточного минимума, от которого зависит размер выплат. Кроме того, круг получателей соцподдержки расширился. Инвалиды III группы получают средства реабилитации бесплатно. Дети до 2 лет обеспечиваются бесплатным питанием, до 3 лет — бесплатными лекарствами. Независимо от доходов семьи возмещаются затраты на приобретение подгузников инвалидам I группы и детям–инвалидам. Единовременные выплаты при рождении ребенка уже выросли вдвое, повысились пособия по уходу за ребенком–инвалидом, на детей старше 3 лет.


— Некоторое смятение у матерей–одиночек вызвал закон о социальных пособиях семьям с детьми. Кое для кого пособия на детей — основной источник существования...


— В 2013 году пособие семьям с детьми впервые будет увязано со средней зарплатой по стране. Если сейчас оно составляет 880 тысяч рублей, то при предлагаемом подходе размер пособия увеличится примерно до 1,4 миллиона на первого ребенка и до 1,6 миллиона — на второго. И это для всех женщин, воспитывающих детей. Изменения необходимо было вносить, потому что злоупотребления со стороны граждан, которые фактически ведут совместное хозяйство, но не состоят в зарегистрированном браке, уже стали массовым явлением. По сведениям Минюста, ежегодно регистрируются около 13 тысяч фактов установления отцовства, наиболее активно — когда ребенку исполняется 3 года. Согласитесь, такая ситуация накладывает негативный отпечаток на семейные ценности общества.


Но если мама воспитывает ребенка одна и нуждается в дополнительной поддержке, она всегда может обратиться за получением единовременной и ежемесячной адресной социальной помощи. По моему мнению, сам термин «мать–одиночка» давно пора убирать из нашего лексикона. Посмотрите, женщины у нас самостоятельны, высокопрофессиональны. Если возникает необходимость, они совмещают работу и воспитание ребенка. Развитая сеть детских дошкольных учреждений это позволяет. Конечно, в идеале семья должна быть полной, но при этом и мужчины должны соответствовать социальным ролям мужа и отца. К сожалению, так бывает не всегда. Следует признать, что есть и другая малочисленная категория женщин, которые просто не хотят работать и рассчитывают исключительно на пособие. Но у государства есть кому оказывать помощь: сироты, инвалиды, ветераны, одинокие пожилые люди. А тот, кто может работать, должен работать.


— В стране приняты беспрецедентные меры поддержки многодетных семей. Изменило ли это демографическую ситуацию?


— В январе — ноябре 2011 года у нас было 11,5 новорожденных на тысячу жителей. Сейчас этот показатель — 12,2. За 11 месяцев родилось 105,7 тысячи детей, на 5,8 тысячи больше, чем за тот же период прошлого года. Самый высокий уровень рождаемости в Брестской области — 13,1 детей на 1.000 жителей, 12,8 — в Минской.


— По указу Президента у пенсионеров нынешних и тех, кто может выйти на пенсию в ближайшие годы, появилась возможность отложить этот момент и тем самым увеличить пенсию. Многие ли воспользовались?


— Более 5 тысяч человек получают пенсии с «премиальной» добавкой. Большинство же пока предпочитает не откладывать получение пенсии. Но ведь работу со временем придется оставить и жить только на пенсию. Женщины после достижения пенсионного возраста живут в среднем почти 25 лет, мужчины — более 14 лет. Для работников старшего возраста уже недостаточно времени для формирования дополнительных пенсий. А заработать себе «премию» к пенсии вполне возможно. Тем более если работник остается на прежнем месте с тем же заработком. Привычный уровень жизни сохраняется, а к старости пенсия заметно подрастет.


Государство и впредь будет выполнять свои обязательства по пенсионному обеспечению пожилых и нетрудоспособных. В 2013 году на выплату пенсий запланировано более 53 триллионов рублей. Но, обратите внимание, ни в одной стране не получается обеспечивать высокий уровень жизни на пенсии исключительно за счет государства. Нам тоже надо развивать систему добровольных накоплений, корпоративного пенсионного страхования.


— Принятый летом закон о социальном обслуживании впервые ввел термин «социальный госзаказ». Речь идет о привлечении в эту сферу общественных организаций. Но опыт России говорит о том, что в «социалке» конкурентов у государства нет. На что рассчитываем мы?


— Новый закон о социальном обслуживании закладывает основу для развития системы. Вводит новые формы социальных услуг: социальный патронат, социальная передышка для семей с детьми–инвалидами, сопровождение детей–сирот, инвалидов. Но больше внимания привлек государственный социальный заказ как механизм привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сферу соцобслуживания. У нас на учете в 149 территориальных центрах — 1,6 миллиона человек. 18 тысяч проживают в 77 стационарных учреждениях. И при этом есть специфические группы населения, обслуживать которые социальные работники не могут, например, люди с психическими заболеваниями, больные алкоголизмом, открытой формой туберкулеза. С другой стороны, есть общественные организации, например, Красный Крест, сестричества, которые готовы заниматься тяжелобольными, оступившимися людьми. Более 260 общественных организаций предлагают такого рода услуги. Государственный социальный заказ предусматривает софинансирование их деятельности. Разрабатывается необходимая нормативная правовая база. Жизнь — это движение. И социальная сфера, которая сопровождает человека на всех этапах его жизни, должна постоянно двигаться вперед. Государство всегда поддержит тех, кто в этом действительно нуждается.

Автор публикации: Аэлита СЮЛЬЖИНА

Фото: Виталий ГИЛЬ

←Помимо спортивной миссии, команды - участники Рождественского турнира подарят радость детям в рамках большой благотворительной акции.

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика