Школа думает, как избавиться от балласта
27.12.2012 00:06
—
Новости Общества
Школа думает, как избавиться от балласта

Проблема "десятого"
В Министерстве образования говорят не об очередной большой перемене, а о том, как насытить востребованным содержанием то, что имеем сейчас. Вот мнение заместителя министра образования Василия Будкевича: "У нас сегодня не так много учащихся, чтобы в полной мере удовлетворить потребности реального сектора экономики. Если сейчас учатся в школах около 900 тысяч ребят, то в советское время их было в 2 — 2,5 раза больше (более 2 млн до 18 лет!). Поэтому школы должны давать такой уровень образования и по тем направлениям, которые были бы интересны стране. Нельзя распылять потенциал. Мы хотели бы выстроить четкие потоки, чтобы на выходе из школы молодежь не металась из стороны в сторону, а четко и мотивированно представляла свой дальнейший путь".
Во всем мире ученику предлагаются два варианта продолжения образования на старшей ступени: "академический", который в дальнейшем открывает путь к высшему образованию, и "профессиональный", в котором обучаются по упрощенному учебному плану, содержащему преимущественно прикладные и профильные дисциплины. С одной стороны, у нас закреплено обязательное базовое образование, с другой — очень жестко вести конкурсный набор в 10–й класс — идея непопулярная. Папы и мамы готовы костьми лечь, лишь бы ребенок получил высшее, не соизмеряя свои желания с его способностями. Если сбросить балласт разгильдяев, которые тянут за собой вниз весь класс, то и успеваемость резко бы возросла. Но... "Мой сын к станку не пойдет!" — будет стоять на своем родитель. Хотя к высшему образованию, говорит Василий Будкевич, можно прийти и через профессиональную школу, став хорошим рабочим, специалистом средней квалификации, а затем уже — высшей. Конечно, придется сделать круг. Но, как известно, иногда окружной путь может быстрее привести к цели. А в 10–й класс должны идти те, кто может и хочет учиться.
Какой может быть механизм? Высказываются разные точки зрения. Переводной экзамен или средний балл аттестата. Может, подобие ЦТ. Или же вовсе ничего, но тогда, замечает Василий Будкевич, надо понимать: не справляешься — можешь оказаться за бортом. В любом случае механизм итоговой аттестации должен быть независимым. А не так, как сегодня: кто учил, тот фактически и оценивает. О субъективизме говорят не только итоги контрольных срезов, которые до 1,5 балла расходятся с отметками в журнале. Даже на районных олимпиадах, где задания очень приближены к школьной программе и куда отправляют самых сильных ребят, результаты не ахти. "Разница между первым–вторым и третьим–четвертым местами — 50 — 60 баллов. Иногда невозможно насобирать детей, чтобы отправить на городскую олимпиаду, — не из кого", — сетует директор гимназии № 29 Виктор Пшиков.
Если же после 9–го класса будет независимая аттестация, возможно, вопрос 10–го класса сам по себе решится: ученик, получая свидетельство, будет реально оценивать свои перспективы. Если базовую программу он усвоил на 4 — 5 баллов, то стоит ли зря отсиживать в школе еще два года, вместо того чтобы получить профессию? "Мы говорим не о каких–то элитных классах–школах, где будет специальный отбор, — подчеркивает Василий Будкевич, — а о том, что должна быть определенная планка, чтобы дальше на более высоком, углубленном уровне постигать тот или иной предмет. При этом профиль — не гарантия дальнейшего поступления в вуз. Это возможность более качественно подготовиться по какому–то направлению".
Смотрим в профиль
Сейчас обсуждается, какой быть третьей ступени образования. Факультативы, по словам учителей, не дают возможности изучать предмет более углубленно — это лишь поддержка базового уровня. Министр образования Сергей Маскевич согласен: "Два факультатива и два урока — худший вариант, чем четыре полноценных урока". Во–первых, потому, что тем, кто ходит на факультатив и учит на повышенном уровне предмет, становится элементарно неинтересно на уроке. Во–вторых, дополнительные занятия проходят во второй половине учебного дня. А будет ли "сверхурочная" работа учащихся и учителей результативной?
Да, в 5 — 9–х классах, когда ребенок еще не задумывается о будущей профессии, ранняя профилизация, по мнению многих ученых–педагогов, смысла не имеет. Система факультативов как раз дает возможность определиться к старшей ступени, что привлекает. Но вот в 10 — 11–м классах, готовясь к поступлению, школьники не полагаются лишь на факультативы. Нынче репетиторство — настолько массовое явление, что его расценивают как второе, параллельное школьному, образование. Поэтому все чаще на педагогических совещаниях заговаривают о возврате к профильному обучению. Ведь не каждому нужна физика на том уровне, на котором требует вуз, если он готовится поступать в иняз или на истфак. Вот физики и математики надеются, что их уроков в расписании станет больше. Но сколько бы часов ни добавили, при таком подходе их всегда будет не хватать. Как говорит Виктор Пшиков: "Дайте химику 20 часов — и все равно будут двоечники. От косметических правок большого эффекта ожидать не приходится".
Поэтому, когда возникла "идея шестидневки", ее встретили, мягко говоря, без энтузиазма и педагоги, и уж тем более сами ребята, и так загруженные по самые уши репетиторами, курсами, факультативами. Учиться в субботу — конечно, лучший вариант, чем продлевать учебный год, но, по сути, такой же малоэффективный. А вот профильное обучение вполне вписывается в пятидневный учебный план. Так работают нынче гимназии и лицеи. Но их всего–то 246. А общеобразовательных школ — более 3,3 тысячи!
Послушаем точку зрения Юрия Загуменнова, заведующего кафедрой педагогики и психологии МГИРО, представителя Международного бюро просвещения ЮНЕСКО в СНГ:
— Мы научились работать с одаренными детьми. На это сегодня направлена вся система школьного образования. На повестке дня качество образования остальных 99 процентов ребят. Несомненно, факультативные занятия в урочное время в субботу более эффективны, чем сегодняшние внеурочные факультативы в рабочие дни. Но стратегически это путь неверный. Цивилизованные страны, в том числе наши ближайшие соседи, избрали другой путь — развитие мультипрофильной школы с основным блоком предметов. Ребята учат их на базовом уровне, а дисциплины, связанные с их будущими профессиями, — на профильных занятиях. Это так называемое инклюзивное образование, гарантирующее качество даже в обычной школе.
Безусловно, многое зависит от учителей, от их мастерства и желания. Как говорится, из уроков некоторых педагогов мы извлекаем лишь умение сидеть прямо. В каждой ли школе найдутся предметники, готовые работать в профильном классе? На это есть две точки зрения. Одни говорят, что без талантливых учителей не будет талантливых детей. А с другой стороны, каждый в чем–то одарен. Главное, определить — в чем. Работая же с мотивированными учениками на более высоком уровне, и педагог развивается, больше работает над собой. Это взаимозависимый и обоюдовыгодный процесс.