Цены на обучение в белорусских вузах тормозить нечем
Поручение разобраться с высокой платой за образование глава государства сделал 21 декабря в ходе посещения Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники. Разобрались быстро: в этот же день министр образования заявил, что нет ни ресурса для снижения платы за обучение, ни потребности в этом.
Александр Лукашенко отметил, что цены на обучение в Беларуси «достаточно высокие» и их следует «притормозить»: «С этим надо разобраться». Обращаясь к руководству Министерства образования и Администрации президента, глава государства заявил: на первых двух курсах учебы оплата должна быть «щадящей», а на старших курсах — «надо посмотреть».
В 2011/2012 учебном году стоимость обучения в высших и средних специальных учреждения Беларуси повышалась четыре раза: 1 сентября 2011 года — примерно на 20%, в октябре-ноябре — на 25%, 1 февраля 2012 — на 29%, 1 июня — на 5%.
Комментируя поручение главы государства, министр образования Сергей Маскевич заявил, что в Беларуси нет ресурса для снижения платы за обучение в вузах и потребности в этом.
«У нас дотируется платное образование, треть текущих и капитальных расходов оплачивает государство. На следующий год в бюджете страны не запланированы расходы на компенсацию студентам-платникам», — сообщил Маскевич.
В случае принятия решения о снижении платы за обучение компенсирующие расходы нужно специально предусмотреть в бюджете. При этом министр считает, что в Беларуси нет потребности набирать большое число студентов-платников. Кроме того, отметил Маскевич, сегодня студенты многих специальностей имеют возможность работать во время учебы.
В любом случае, очевидно, что платить студентам приходится немало. По данным Минобразования, в нынешнем учебном году стоимость платного обучения на дневной форме в вузах составляет от 7 млн. 153 тыс. рублей (около 800 долларов) до 14 млн. 950 тыс. рублей (1750 долларов).
При этом в долларовом эквиваленте в некоторых вузах стоимость обучения недотягивает до докризисных тарифов. Например, студенту медуниверситета в конце 2010 года следовало платить максимум 5 млн. 430 тыс. рублей за год (1750 долларов). Нынешняя максимальная плата (лечебное дело) — 13 млн. 700 тыс. рублей (1600 долларов).
Белорусский государственный университет лидирует в стоимости обучения в Беларуси: максимальная оплата на первом курсе — 14 млн. 950 тыс. рублей («правоведение» и «экономическое право» на юридическом факультете, «международное право» на факультете международных отношений). Это 1750 долларов (по курсу 8540 рублей за доллар). На 1 сентября 2010 года обучение на самых дорогих специальностях БГУ составляло 5 млн. 327,6 тыс. рублей или 1775 долларов (при курсе 3000 рублей за доллар).
В Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники (БГУИР) уже и в долларах платят больше, чем в 2010 году. На инженерно-экономическом факультете, на факультете компьютерных систем и сетей, факультете информационных технологий и управления стоимость обучения — 14 млн. 700 тыс. рублей. Это 1720 долларов (курс 8540 рублей за доллар). В августе 2010 года самые большие денежные вливания в казну БГУИР делали также первокурсники названных факультетов — 4 млн. 300 тыс. рублей или 1450 долларов (при курсе 2970 рублей за доллар).
Отметим, что в Беларуси насчитывается более 430 тыс. студентов, из них почти 90% обучаются в государственных вузах. Свыше 88 тыс. студентов принято на обучение в 2012 году. И только каждый третий студент вузов страны обучается за счет средств республиканского бюджета. Таким образом, большинство — платники.
Не будет преувеличением сказать, что в Беларуси действует имущественный ценз на получение высшего образования. Специалисты отмечают, что такая ситуация провоцирует негативные тенденции в сфере высшего образования.
Во-первых, увеличение набора за счет платников становится причиной перегруженности вузов и ухудшения условий обучения для всех. Во-вторых, студенты-платники находятся на особом положении. Неуспевающих платников тянут изо всех сил, потому что вузы в них материально заинтересованы. Плата студентов решает проблему недофинансирования сферы образования.
Руководитель департамента политических наук Европейского гуманитарного университета (ЕГУ, Вильнюс) Виктор Мартинович в комментарии для Naviny.by сказал, что полемика между президентом и министром в его понимании являлась «разговором реалиста с популистом»: «Для имиджа, рейтинга власти было бы хорошо, если бы рост цен на образовательные услуги можно было остановить, однако для этого нет ресурсов».
Мартинович отметил, что в настоящее время вопрос, кто является электоратом Лукашенко, открыт. Судя по участившимся встречам с различными слоями населения — от деревообработчиков до студентов — происходит поиск новой электоральной базы.
«Обратите внимание, — говорит Виктор Мартинович, — президент время от времени заговаривает о либерализации экономики, снижении влияния государства на нее, что может понравиться какой-то части молодежной аудитории. Что касается студентов, нужно иметь в виду, что они всегда и везде против системы. Поэтому Лукашенко, который уже очень долго находится у власти, надеяться на поддержку у студентов не приходится».
Говоря о стоимости обучения в вузах Беларуси, Мартинович отметил, что она высокая. Он привел пример: год в Сорбонне для первокурсника, обучающегося по специальности «юриспруденция», стоит 200 евро и столько же нужно заплатить за социальную страховку. Мартинович отмечает, что это связано с тем, что система платного образования во Франции существовала всегда. Там, в отличие от Беларуси, про бесплатное образование в Конституции ничего не написано. Как результат, система работает в оптимальном режиме, а у нас же она разбалансирована.
Мартинович отмечает, что сегодня преподаватели вузов без ученой степени получают меньше учителей в школах.
«Мне кажется, это связано с тем, что в настоящее время учителя имеют выход на президента, поскольку его сын учится в школе. В свою очередь у вузовских работников возможность заявить о своих интересах будет, когда мальчик поступит в университет. Тогда у преподавателей и зарплаты будут побольше. Мне кажется, так — тактически, а не стратегически — в нашей стране в сфере образования решаются все проблемы», — отметил Мартинович.
Елена СПАСЮК