Как остановить детоубийства в Беларуси?
Шокирующие сообщения об убийствах или попытках убийства новорожденных, младенцев и маленьких детей в Беларуси появляются с пугающей регулярностью. Специалисты обращают внимание на то, что многие из убийств можно было предотвратить, если бы окружающие были внимательнее к женщинам.
За шесть месяцев 2012 года в Беларуси произошло четыре случая убийства детей матерями, сообщил заместитель начальника отдела процессуального контроля за расследованием преступлений против личности и общественной безопасности Следственного комитета Виталий Мирошниченко. По его словам, жертвами преступлений стали двое детей в возрасте до одного месяца, по одному до года и семи лет в Минске, Минской и Гомельской областях.
Говоря о правовой оценке поступков матерей-убийц, Мирошниченко сообщил, что в случае если мать убивает ребенка во вменяемом состоянии, наступает ответственность как за преднамеренное убийство. Убийство матерью своего ребенка во время родов или непосредственно после них, совершенное в условиях психотравмирующей ситуации, вызванной родами, наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.
Мирошниченко отметил, что семьи, в которых жили женщины, убившие детей, «были благополучными, имели материальный достаток, а жилищные условия были удовлетворительными».
19-летняя незамужняя жительница Пинска скрывала от родственников свою беременность, к медикам не обращалась. 10 января 2012 года родила у себя в квартире девочку, задушила ее, завязав на шее петлю из салфетки, и отнесла на балкон. 13 января выбросила тело в мусоропровод. Позже тело ребенка нашла уборщица. 28 августа суд Пинского района и города Пинска признал мать виновной в убийстве новорожденного ребенка после родов, совершенном в условиях психотравмирующей ситуации, вызванной родами (ст. 140 УК), и приговорил к трем годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях общего режима.
1 мая в Бобруйске в больницу поступила местная жительница 1989 года рождения с послеродовой травмой. В ходе осмотра ее бани был обнаружен труп новорожденной девочки. Смерть ребенка наступила от асфиксии: новорожденную утопили в бочке с водой. Возбуждено уголовное дело за убийство по ч. 2 ст. 139 Уголовного кодекса.
Вечером 10 декабря трупы малолетних детей — девочки 2009 года рождения и мальчика 2011 года рождения — были обнаружены в ванной комнате в одном из жилых домов Солигорска. Согласно предварительным данным эксперта, детей утопили. Дело возбуждено по факту убийства заведомо малолетних по пунктам 1 и 2 ч. 2 ст. 139 УК. Местонахождение матери детей устанавливается сотрудниками правоохранительных органов. Последний раз ее видели утром 10 декабря.
Как отметил главный нарколог Министерства здравоохранения психиатр Сергей Осипчик, нередко женщины совершают убийства своих детей в состоянии аффекта, а после произошедшего ничего не помнят о случившемся.
«Нередко случается, что женщина узнает о трагедии, когда ее арестовывают. Она обращается к родственникам, а те не хотят говорить с ней. И только во время следствия, а потом лечения она восстанавливает картину случившегося. Если доказано совершение убийства в состоянии аффекта, их определяют на лечение, которое длится долго. Но после него родственники, муж отворачиваются, а женщина оказывается в состоянии полной социальной изоляции. Как правило, женщины-детоубийцы, вне зависимости в каком состоянии было совершено деяние, испытывают после чувство глубокой вины вплоть до отрицания самой себя», — сказал Осипчик.
Опыт работы показывает, что некоторые убийства детей совершаются в момент, когда женщина, родившая ребенка, испытывает психологический дискомфорт в силу резко увеличившихся психофизических нагрузок. Не все одинаково переносят перестройку организма, а также изменение социальной роли. Это особенно актуально для ставших матерью впервые. Женщины в период появления ребенка страдают от переутомления и часто в условиях мегаполиса лишены поддержки родственников и супруга.
По словам психиатра, в такой ситуации многие оказываются на грани нервного расстройства. Так, в этом году в РНПЦ психического здоровья получили лечение по поводу психических расстройств в послеродовый период 18 женщин (22 в прошлом году).
Послеродовая депрессия, которая проявляется в течение первого месяца после родов, возникает в 50% случаев среди женщин, имевших расстройства настроения до наступления беременности. Таким образом, «социальное благополучие не определяет состояние женщины после родов и риск получить психические расстройства», отметил Сергей Осипчик. Он призвал родственников женщин, родивших ребенка, быть внимательнее к ним и оказывать посильную помощь.
Среди признаков, которые могут свидетельствовать о проблемах, следующие: женщина замыкается в себе, не отвечает на вопросы, отказывается от всяческой помощи, у нее снижается настроение, появляется плаксивость. Осипчик также посоветовал не пренебрегать помощью психологов и в случае сложных психологических состояний звонить на телефон экстренной психологической помощи в Минске 290-44-44. Также можно обращаться к психотерапевтам, работающим в городских поликлиниках.
Может ли общество что-то сделать для предотвращения убийств детей?
Например, в Германии, Италии, Бельгии и некоторых других европейских странах как способ предотвращения убийств новорожденных или несостоятельного ухода за детьми используются беби-боксы — специальные устройства-контейнеры, расположенные в роддомах или около церквей. Беби-боксы защищены от атмосферных осадков, высоких и низких температур. Ребенка в такой контейнер можно положить анонимно и он максимально быстро попадет в руки врачей.
В Беларуси внедрять такую практику в ближайшее время не планируется, сообщила главный акушер-гинеколог Минздрава Светлана Сорока. По ее словам, различные ведомства рассматривали вопрос создания беби-боксов, просчитывали их целесообразность, однако к решению ввести их повсеместно не пришли.
Как считает Светлана Сорока, если у женщин будет возможность родить ребенка и оставить его, не беспокоясь за его жизнь, она «сможет так делать каждый год». Кроме того, «вопрос не заключается в том, что женщина рожает нежеланных детей, потому что не может прервать беременность». Чаще всего, убийства совершают как раз женщины, «которые хотели родить ребенка».
В Беларуси вопросы предохранения от нежелательной беременности широко освещаются, а прерывание беременности доступно, проводится бесплатно в государственных организациях здравоохранения, подчеркнула Светлана Сорока.
Между тем количество абортов в стране уменьшается. В абсолютных значениях, по данным Белстата, в 2011 году в Беларуси было произведено 26 858 прерываний беременности. Для сравнения: в 2010 году — 27 662, в 2009-м — 30 860, в 2000-м — 121 900. В настоящее время, сообщила Сорока, только 1,5% прерываний беременности проводится по социальным показаниям, а около 21% абортов выполняется в связи с начавшимся самопроизвольным прерыванием беременности по жизненным показаниям со стороны женщины. 92% абортов выполняются до 12 недель беременности.
Светлана Сорока также отметила, что в Беларуси есть возможность отказаться от ребенка в случае нежелания его воспитывать. Однако согласно декрету № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» введена ответственность родителей за уклонение от содержания детей. Таким образом, оставить в роддоме ребенка и не содержать его не получится.
Специалисты, кстати, не склонны видеть в случаях детоубийства негативного эффекта от выполнения декрета о нерадивых родителях. Однако полностью исключать такой фактор все же нельзя.
Елена СПАСЮК