Каждый день - понедельник!
Чем опасен трудоголизм и почему нам не следует брать пример с японцев и китайцев?
“Чиновники частенько ругают белорусов за лень, утверждая, что мы не отрабатываем свои зарплаты. Но с каждым годом вокруг нас становится все больше и больше людей, которые сидят в офисах по 10—12 часов в сутки. Я, например, вообще забыла, что такое семейные выходные, ведь муж постоянно на работе. У него нет праздников, нет отгулов. Домой он приходит только переночевать. В таком же ритме трудится его начальство. Недавно окончившая университет дочка тоже стала вечерами задерживаться после окончания трудового дня на два-три часа. Говорит, у них на фирме это поощряется. Если уходишь в шесть вечера — на тебя смотрят как на предателя. И постоянно приводят в пример японцев и китайцев, мол, они даже отпуск не берут, вот как нам всем нужно учиться работать! Скажите, это вообще правильно? Мы постепенно превращаемся в роботов?”
Советы трудоголикам
Важно понимать, что иногда просто посидеть и ничего не делать — это тоже НОРМАЛЬНО. |
Такое письмо от брестчанки Тамары Филиповец получила на днях редакция “НГ”. И журналисты тут же решили откликнуться на призыв женщины разобраться в непростой ситуации: что в современном мире считается нормой — работать, чтобы жить, или жить, чтобы работать? Этот вопрос мы адресовали врачу-психотерапевту Минского городского центра пограничных состояний Елене КОЯН:
— Давайте для начала разберемся, чем отличается обычный трудолюбивый человек от трудоголика, — предложила специалист. — Трудолюбивый человек имеет перед собой цель, ему важен результат своего труда, для него профессиональная деятельность — всего лишь часть жизни, способ самовыражения и средство самообеспечения и создания материальных благ. Для трудоголика все наоборот: результат работы, по сути, не имеет смысла, такой человек нацелен исключительно на сам производственный процесс. Он, к примеру, может знать, что фирму все равно закроют в ближайшем будущем. Однако до последнего будет требовать и от подчиненных, и от себя лично работы до седьмого пота. Под привычным уже лозунгом “главное — дисциплина, ответственность, это наше дело, мы живем ради нашего дела...” Семейные отношения трудоголиком воспринимаются скорее как помехи, отвлекающие от работы и вызывающие раздражение и досаду. Ярким примером трудоголизма можно считать японскую нацию. Многие из японцев остаются в офисе, когда рабочий день уже закончился. В среднем они перерабатывают от 39 до 80 часов в месяц.
— Представители каких профессий находятся в группе риска трудоголизма в Беларуси?
— Больше всего эта болезнь поражает программистов, бизнесменов, юристов, экономистов, банковских работников, бухгалтеров и врачей. Многих актеров театра и кино, вообще людей творческих профессий тоже можно отнести к трудоголикам.
— Вы сказали — болезнь?
— Или зависимость, как угодно. В развитии трудоголизма можно выделить четыре стадии. Первая — человек чаще начинает задерживаться на работе, думает о ней в свободное время, личная жизнь отходит на второй план. Вторая стадия — работа становится “страстью”. Личная жизнь полностью подчиняется работе, появляются первые серьезные признаки болезней: состояние хронической усталости, нарушение сна, депрессия. Третья — постепенно человек становится “зависимым”, он берет на себя все больше и больше заданий, стремится к совершенству, пытается успеть все, но это у него не получается. Близкие перестают играть какую-либо значимую роль в жизни трудоголика. И в конце концов трудоголик становится больным в физическом и психологическом плане, его работоспособность резко снижается. Он часто болеет, вынужден уйти с работы, усугубляется депрессия. К слову, среди наций, работоспособностью которых мы так восхищаемся (японцы, китайцы, американцы, корейцы), очень высокий процент самоубийств на почве депрессии.
— Многие работники, быть может, и рады были бы заканчивать свой трудовой день в шесть часов вечера. Но что делать, если это считается неприемлемым для их начальства?
— Да, ситуация может серьезно ухудшиться, если трудоголиком является ваш начальник. Уход с работы вовремя у таких руководителей причисляется к разряду преступлений. Многие директора считают, что если сотрудник не перерабатывает, то он лентяй. Причем переработка в организациях, которыми руководит трудоголик, постоянно поощряется. Это затягивает: сначала увлекает шелест выдаваемых банкоматом купюр, а потом уже сложно вернуться к нормальному графику. Дело нередко доходит до того, что людям просто некогда тратить свои сверхначисленные. Потому что в свободное от работы время они или отсыпаются, или пытаются релаксировать подальше от семейных обязанностей, где-нибудь на рыбалке или в бане с приятелями... Есть еще один немаловажный нюанс: учитывая, что шеф-трудоголик стремится делать все сам, держать все под контролем, не делегируя обязанности другим сотрудникам, в организации постепенно подавляется инициатива. Что приводит к профессиональной вялости сотрудников, текучести кадров, проигрышу в конкуренции другим фирмам.
— По каким критериям человек может определить, что он уже впал в зависимость от своей работы?
— К сожалению, трудоголики крайне редко обращаются за помощью, и единственным поводом, который склоняет их к визиту к специалисту, служат нарастающие проблемы со здоровьем в виде симптомов переутомления. В моей практике часто приходят на прием пациенты с плохим самочувствием, повышенной утомляемостью, когда они уже с трудом справляются со своими обязанностями. У них наблюдается нарушение сна, ухудшаются взаимоотношения с близкими, превалирует чувство обиды: “Я же так много работаю, стараюсь обеспечить семью, а они не ценят, дергают меня, требуют внимания”. Этим людям прежде всего необходимо помочь осознать, что такое поведение, стиль жизни разрушает человека физически и психически. В дальнейшем идет коррекция поведения, понимание мотивов, которые заставляют человека становиться трудоголиком, переоценка ценностей, разнообразие интересов.
— Как добиться того, чтобы человек работал сверх-эффективно на протяжении положенных по трудовому законодательству восьми часов? Что для этого необходимо? Неужели все дело исключительно в зарплате?
— Как раз необязательно. Да, зарплата для нас для всех очень важна. Но не менее важен и еще один нюанс. Вспомните примеры из недавнего прошлого, времен развала Союза. Тогда во многих организациях зарплаты упали до минимума, однако люди, имеющие возможность трудоустроиться на другие места, почему-то держались за свою должность, оставались со своим коллективом. Хотите знать, почему? Они были уверены в том, что здесь их уважают и ценят. Пусть даже последнее не выражалось в материальном плане. Это, к слову, повод задуматься всем начальникам, которые не в состоянии сегодня платить большие зарплаты своим подчиненным, но заинтересованы в сохранении кадров. Любой человек нуждается в адекватной оценке своего труда. Не надо воспитывать в организациях трудоголиков, рано или поздно, как и любой работающий на износ механизм, они сломаются. Лучше как можно чаще хвалите сотрудников за грамотно проделанную работу. Метод кнута редко приносит положительный результат. В этом убедились уже тысячи грозных руководителей. Зато искренняя похвала за достижения, благодарственная речь начальства на новогоднем корпоративе, теплые слова при общении на совещаниях способны сотворить чудеса даже с самыми, казалось бы, безынициативными работниками.
Знаете ли вы, что... Термин “трудоголизм” придумал американец Уэйн Отс, соединивший слова “труд” и “алкоголик”, чтобы подчеркнуть сходство между двумя видами зависимости. Как болезнь трудоголизм впервые описал психоаналитик Шандор Ференци в 1919 г. Он заметил, что некоторые люди начинали плохо себя чувствовать в конце рабочей недели и особенно в выходные. А состояние улучшалось в понедельник, когда они выходили на работу. В 1974 году американский психолог Джордж X. Фрейденберг сформулировал точное определение для людей, которые всю свою жизнь отдают работе, для тех, кто с утра до вечера пропадает в офисе, для кого работа становится самой важной потребностью. Трудолюбивые люди работают, чтобы жить, а трудоголики живут, чтобы работать. |