Тозик рассказал, где найти деньги на повышение зарплат учителям и воспитателям
20.12.2012 15:38
—
Новости Общества
Тозик рассказал, где найти деньги на повышение зарплат учителям и воспитателям

Фото с сайта government.by
Где деньги?
"Правительство понимает, что зарплаты учителей, врачей, работников учреждений культуры, спорта, соцзащиты, должны быть выше. Гораздо выше, - признал Тозик. - Вместе с тем в существующих условиях социальная сфера не должна и не имеет право больше нагружать реальный сектор экономики. Резервы нужно искать внутри своих отраслей, и они есть".
По его оценке, сейчас в спорте и образовании до 25-30% бюджетных средств тратится совершенно неоправданно. "Вот где средства для повышения заработка", - указал вице-премьер.
На примере среднего образования Тозик проиллюстрировал неоправданные траты и потенциальные ресурсы для роста зарплат. Здесь до сих пор как самостоятельные учреждения работают вечерние школы со всем административным персоналом. "Почему вместо этого нельзя в обычной школе создать консультационный пункт, открыть вечерний 10-й и 11-й классы, где будут работать учителя этой же школы?", - аргументировал он.
"Более 17% общеобразовательных школ имеет менее 50 учеников, - продолжил Тозик. – В ряде школ учителей и обслуживающего персонала больше, чем учеников. Работает более 300 классов с одним учеником, в том числе старшие классы. В десятом классе сидит один ученик, и к нему каждый день приходит шесть учителей. А за 8 километров работает полнокомплектная школа, куда четыре раза в день ходит автобус. Стоимость обучения одного учащегося в таких классах превышает 300 млн рублей в год, а в обычных полнокомплектных классах – 7-8 млн. Вот где наши ресурсы".
В Беларуси 347 учреждений дополнительного образования, и работа большинства из них, считает Тозик, неэффективна и малорезультативна, "если говорить очень мягко". Вице-премьер считаем необходимым эти центры объединить, сократить штат, перейти на проектное финансирование. "Если есть хороший проект у центра внешкольной работы, например, детский ансамбль, то для него всегда найдется бюджетное финансирование. А желание заниматься боди-артом, чирлидингом, косоплетением, сказкосочинительством и кулинарией должно удовлетворяться за счет средств родителей, а не за счет бюджета", - заявил вице-премьер.
По его мнению, полностью изжили себя и учебно-производственные комбинаты. "Обучение элементарным навыкам труда должна взять на себя общеобразовательная школа, а обучение профессии – профучилища", - предложил вице-премьер.
Высвободившиеся средства, отметил он, можно направить на развитие материально-технической базы отрасли и повышение зарплаты сотрудников отрасли.
Еще один источник зарабатывания денег – внебюджетные средства, для чего, заверил он, создана законодательная база.
Деньги по нормативу, зарплата – от результата
"В рамках работы по оптимизации расходов бюджетных средств, в 17 школах планируется опробовать новый механизм финансирования на основе единого норматива текущих расходов на одного ученика с одновременным расширением прав руководителей учреждений по распоряжению выделяемыми финансовыми ресурсами. Такой подход позволит оптимизировать штат учреждений, создать предпосылки для рационального и экономного расходования материальных ресурсов и финансовых средств, будет стимулировать развитие внебюджетной деятельности. Сэкономленные средства останутся в школе и будут направлены на дополнительное стимулирование труда педагогов", - заверил Тозик.
Правительство также хочет пересмотреть существующую систему оплаты труда педагогов, ведь, как признал вице-премьер, она "во многом носит уравнительный характер". Он сообщил, что с 1 сентября 2013 года "планируется начать экспериментальную апробацию отраслевой системы оплаты труда". Как пояснил Тозик, эта система предусматривает оплату в зависимости от интенсивности, качества и достигнутых результатов.
Он также отметил, что сейчас педагогические вузы выпускают в два раза больше педагогов, чем в 1990-м году – 9,9 тысяч против 4,7 тысяч, а количество учеников уменьшилось с 1,5 млн до 912 тысяч.
"То есть треть или больше через два года из профессии уходят", - отметил вице-премьер. По мнению Тозика, прием в педвузы надо сокращать, повышать планку требований к поступающим, "возможно, опираясь на рекомендации педсоветов школ, которые лучше знают своих выпускников". При этом можно решить много финансовых и бытовых проблем будущих педагогов.
Это не перегрузка - просто платить надо больше
Больше часа вице-премьеру пришлось отвечать на вопросы депутатов. Наталья Кучинская подняла вопрос о том, как "вернуть профессии учителя былой статус, повысить престиж". "Учительство всегда было опорой государственности", отметила она, добавив, что снижение имиджа профессии связано и с низкой зарплатой, и с допобязанностями, которые никак не регламентируются, но которые приходится выполнять учителям. "Учителя и патрулируют улицы в вечернее время, и дежурят на дискотеках, и занимаются вопросами оплаты услуг ЖКХ нерадивыми родителями, последний яркий пример – когда учителя стоят в качестве стопменов на пешеходных переходах". Она предложила освободить педагогов от несвойственных им функций, и спрашивать с них конкретно за результаты его педагогической деятельности, за качество преподавания.
"Мы тоже видим эту проблему, - ответил Тозик. – Она обсуждается сегодня активно и в правительстве, и в Министерстве образования. Что сможем, то будем делать…". При этом он добавил, что полностью освободить педагогов от допнагрузки невозможно. "Не всю работу учителя можно загнать в инструкции. Учитель – это не профессия, а образ жизни. Ему должно быть дело до всего, что касается ребенка. Но без крайностей", - пояснил вице-премьер.
Депутат Валентина Верес подняла проблемы дошкольного образования. Снова звучала проблема низкого престижа профессии воспитателя, а также вопрос о том, планируется ли снизить продолжительность рабочего времени воспитателя с 36 часов в неделю до 25 часов, уравняв их с учителями.
Проблему престижности Тозик пообещал решать "в контексте повышения престижности труда учителя и воспитателя". "Я пока не могу поддержать ваше предложение по сокращению рабочего времени, - продолжил он. – У нас слишком много таких предложений: сократить время, увеличить отпуска, что мы, кстати, в прошлом году сделали. Думаю, надо идти по другому пути: никакой перегрузки нет, надо просто более достойно оплачивать эту работу".
Затронула депутат и проблему медпомощи в детских садах после передачи медработников под управление органов здравоохранения. Но этот вопрос, по словам Тозика, требует дополнительного изучения.