Тозик предлагает учителям искать резервы для повышения зарплат в своих школах
Социальная сфера не должна и не имеет права больше нагружать реальный сектор экономики. Такое мнение высказал сегодня заместитель премьер-министра Беларуси Анатолий Тозик на совместном заседании двух палат парламента, сообщает БЕЛТА.
Вице-премьер обратил внимание на то, что в реальном секторе экономики заняты 2 млн. 330 тыс. человек — они формируют бюджет страны, из которого финансируется вся социальная сфера: образование, здравоохранение, культура, органы госуправления, система обеспечения национальной безопасности.
«Правительство понимает, что зарплаты врачей, учителей, работников учреждений культуры, спорта, социальной защиты должны быть гораздо выше. Вместе с тем в существующих условиях социальная сфера не должна и не имеет права больше нагружать реальный сектор экономики. Резервы нужно искать внутри своих отраслей. И они есть», — сказал Анатолий Тозик.
2013 год объявлен указом главы государства Годом бережливости. «По моим расчетам, в образовании, спортивной отрасли до 25-30% бюджетных средств тратятся совершенно неоправданно, в здравоохранении и культуре — до 15%. Вот где, прежде всего, средства для повышения заработной платы, стимулирования добросовестного труда, укрепления материально-технической базы этих отраслей», — подчеркнул вице-премьер.
«До сих пор в качестве самостоятельных учреждений существуют вечерние школы. Зачем? Почему в обычной школе нельзя создать консультационный пункт и открыть вечерние 10-11 классы, где будут работать учителя этой же школы? — задал он риторический вопрос. — Кроме того, более 17% школ имеют менее 50 учеников. В некоторых школах учителей и обслуживающего персонала больше, чем учащихся. Работают свыше 300 классов с одним учеником, в том числе в старших классах. Стоимость обучения в таких классах превышает 300 млн. рублей в год, а в обычных классах полнокомплектных школ — 7-8 млн. рублей. Вот где наши ресурсы».
В республике насчитывается 347 учреждений дополнительного образования. «К сожалению, работа большинства из них неэффективна и малорезультативна, — отметил Анатолий Тозик. — Необходимо перейти на проектное финансирование таких учреждений». По его мнению, полностью изжили себя учебно-производственные комбинаты.
Заместитель руководителя правительства считает необходимым пересмотреть существующую систему оплаты труда педагогов, которая во многом носит характер уравниловки и не стимулирует к повышению качества работы. С 1 сентября 2013 года планируется начать экспериментальную апробацию отраслевой системы оплаты труда, разработанной Министерством образования. Она предусматривает оплату труда в зависимости от интенсивности, качества и достигнутых результатов.
«Такие же возможности и ресурсы есть и в системе профессионально-технических училищ, средних специальных учебных заведениях, в высшей школе, а также во всех без исключения бюджетных отраслях», — уверен Анатолий Тозик.