Государственное предприятие «Белгипродор»: нет таких объектов в дорожной отрасли, с которыми нам не справиться
Крупнейшей проектной организации Республики Беларусь и стран СНГ – Государственному предприятию «Белгипродор» в нынешнем году исполнилось 80 лет. За годы работы оно завоевало репутацию надежного партнера и ответственного исполнителя, о чем говорят объемы выполняемых работ. Белгипродор первым в отрасли и пока единственным в Белавтодоре стал дипломантом Премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества.
Вехи истории
Государственное предприятие «Белгипродор» основано в сентябре 1932 года как организация, специализирующаяся в сфере инженерных изысканий и проектирования дорог, мостов и предприятий дорожной индустрии. После структурных преобразований 1930–1940-х годов в 1953-м оно стало Минским филиалом Союздорпроекта, а в 1957-м получила статус Белорусского государственного института по изысканиям и проектированию автомобильных дорог «Белгипродор» в сocтаве Гушосдора при Совете Министров БССР.
В 30-е годы прошлого столетия коллектив белорусских проектировщиков принимал участие в проектировании магистральной дороги Минск – Москва на участке, пролегающем по территории нашей страны. Минчанами проектировались все средние и большие мосты на этой трассе, а также путепроводы от Москвы до Минска. Дороги Минск – Бобруйск, Витебск – Полоцк, Гомель – Калинковичи, Речица – Хойники и другие – это тоже их проекты. В послевоенные годы ставка делалась на строительство и восстановление мостов.
Период с 1975 по 1984 год – наиболее благоприятный для Белгипродора. В это время по его проектам (как головного института в дорожной отрасли БССР) была создана опорная сеть автодорожных коммуникаций, которая определила успешное и динамичное развитие экономики всех отраслей народного хозяйства. Институт разрабатывал типовые проекты для Госстроя СССР. Многие разработки Белгипродора пользовались большим спросом и популярностью у мостостроителей по всей территории СССР. В целом за 80 лет своего существования по проектам Государственного предприятия «Белгипродор» было построено более 40 000 километров дорог и более 4000 мостов в Беларуси, Российской Федерации (в том числе в сложных условиях Западной Сибири и Республики Коми), Латвии, Литве.
День сегодняшний
Государственное предприятие «Белгипродор» – это высокопрофессиональная, технически оснащенная организация. По своей сути – уникальное предприятие. Оно в любой момент готово и способно решать любые сложнейшие задачи: от составления и глубокого обоснования программы «Дороги Беларуси» до проектирования в самых экстремальных условиях. Это своеобразный инженерный центр, способный рассчитать целесо-образность и экономику любой магистрали и провести все изыскательские и проектные работы на самом высоком уровне.
В настоящее время здесь трудится творческий коллектив, состоящий из 500 специалистов высокой квалификации. Работникам каждого подразделения этой организации (будь то управления дорожного проектирования, мостового и сметного отделов, отдела технико-экономических и экологических обоснований, управления архитектурно-строительного проектирования, отдела инженерных изысканий, управления аэродромного проектирования, филиала «Гомельский дорожный отдел» и многих других) вполне по силам проекты самых сложных объектов.
Сегодня институт располагает большим парком современной вычислительной техники (порядка 465 персональных компьютеров) и 50 единиц соответствующих периферийных устройств. Обновлена и модернизирована серверная часть компьютерной сети предприятия, в работе которой задействовано семь современных серверов. Это позволяет обеспечить бесперебойное функционирование комплексных автоматизированных систем и работу пользователей в сети предприятия.
Вышли на внешние рынки
По проектам Белгипродорa в настоящее время производится модернизация до уровня европейских стандартов автомобильных дорог, соединяющих столицу нашей республики с областными центрами, а также участков международных транспортных коридоров, проходящих по территории Беларуси. Проектные работы не ограничиваются лишь нашей страной. В минувшем году Государственное предприятие «Белгипродор» уверенно заявило о себе на внешнем рынке. Экспорт в 2011 году составил почти 21 процент от общего объема выполненных работ. Значительно выросло положительное сальдо внешней торговли. Расширяя сферу деятельности, Белгипродор открыл представительство в Москве и является участником всех торговых площадок России. Предприятие также является членом Российского некоммерческого партнерства изыскательских организаций и некоммерческого партнерства дорожных проектных организаций «РОДОС». Белгипродор имеет свидетельства о допуске к работам по выполнению на территории России инженерных изысканий и подготовке проектной документации, что позволяет выйти на рынок Российской Федерации, а это особенно актуально в современных условиях. Кроме того, Белгипродор является членом некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация «Межрегиональное объединение строителей» и имеет допуск на осуществление контроля при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог и аэродромов, мостов, эстакад и путепроводов на объектах капитального строительства на территории Российской Федерации.
Перечисляя значимые проекты, успешно реализованные в Российской Федерации, нельзя не упомянуть проекты капитального ремонта автомобильной дороги М-10 «Россия» и автомобильной дороги М-9 «Балтия», строительства транспортной развязки на обходе Сочи на автомобильной дороге М-27 Джубга – Сочи до границы с Республикой Грузия, в том числе мостов через реку Псахе. Разработан проект ремонта автомобильной дороги М-4 «Дон» на участках от Москвы (через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар) до Новороссийска. Осуществляется контроль строительства запроектированного участка объекта, ведется инженерно-геодезическое сопровождение ремонта участка автодороги в Тульской области. И это лишь небольшая часть выполненных проектов, которыми Белгипродор может сегодня гордиться.
Кроме того, предприятием заключены и выполняются договоры с китайской стороной на инженерные изыскания и изготовление проектной документации на подготовительные работы для строительства второй взлетно-посадочной полосы Национального аэропорта «Минск».
Инновации – в жизнь
Повышение качества планировочных, строительных и архитектурных задач, а также снижение стоимости объектов – это главные условия в работе предприятия. Белгипродор всегда (а в последнее десятилетие особенно) стремился к внедрению в проектах новых технических решений, современных материалов и технологий, позволяющих повысить экономичность, надежность сооружений и их элементов, удобство и безопасность дорог, снизить энергоемкость строительства.
Примерно 40 процентов проектов автодорог и 55 процентов проектов мостовых сооружений, разработанных Государственным предприятием «Белгипродор» в минувшем году, содержат инновации. При проектировании широко используются компьютерное моделирование транспортных потоков с анализом пропускной способности транспортных узлов в условиях перспективной интенсивности движения; современные средства регулирования дорожного движения, в том числе информационные щиты повышенных размеров на рамных конструкциях, электронные табло с переменной информацией, светофоры у пешеходных переходов в одном уровне с использованием светодиодных светильников и солнечных батарей. Ведется проектирование геометрических параметров дороги и уровня ее обустройства с учетом введения повышенных скоростных режимов (на перегонах – 120 км/ч, в населенных пунктах – 90 км/ч) и т. д.
Наиболее значимые проекты в Беларуси
Для того чтобы перечислить все выполненные проекты Государственного предприятия «Белгипродор», не хватит никакой газетной статьи. Каждый из них интересен и по-своему уникален. В плане выполнения значимых для страны объектов наиболее активным было последнее десятилетие. Это обуславливалось необходимостью неукоснительного выполнения задач, определенных программой «Дороги Беларуси» на 2006–2015 годы. Из наиболее важных проектов нельзя не отметить такие, как трасса в обход территории Национального парка «Беловежская пуща», автомобильные дороги М-4 Минск – Могилев и
М-5/Е271 Минск – Гомель. По поручению Главы государства Белгипродор осуществлял проектирование подъездной автомобильной дороги к строящейся АЭС. Указом Президента было также определено, что Белгипродор является генеральным проектировщиком и при строительстве второй кольцевой дороги вокруг Минска. К слову, при проектировании обхода Беловежской пущи максимально учитывалась необходимость сохранения и поддержания охранных территорий Национального парка, а также существующей на территории района автодорожной сети, перспектива развития социальной, инженерно-транспортной, туристической инфраструктуры и услуг придорожного сервиса. Результатом проделанной проектировщиками работы остались довольны все.
Государственным предприятием «Белгипродор» проведены проектно-изыскательские работы и по объектам строительства Юго-Западного обхода Витебска, моста через Западную Двину на этом обходе, моста через реку Сож на подъезде к Гомелю от автодороги М-8/Е95 граница Российской Федерации (Езерище) – Витебск – Гомель – граница Украины (Новая Гута), через Днепр на подходе к автодороге Р-76 Орша – Шклов – Могилев и др. По объектам реконструкции значились М-3 Минск – Витебск, Р-58 Минск – Калачи – Мядель на участке обхода д. Дубовляны, М-4 Минск – Могилев, М-5/Е271 Минск – Гомель, М-6/Е28 Минск – Гродно – граница Республики Польша, М-7 Минск – Ошмяны – граница Литвы (Каменный Лог), обход г. Гродно с мостом через реку Неман. Среди объектов капитального ремонта – М-2 Минск – Национальный аэропорт «Минск», М-1/Е30 Брест (Козловичи) – Минск – граница Российской Федерации (Редьки).
Предприятию предстояло решать особенно много вопросов, связанных с мостами. Так, уникальным оказался мост на юго-западном обходе Витебска, где была впервые применена новая технология монтажа без временной опоры пролетом 126 метров. Огромное народнохозяйственное значение имел и мост через Западную Двину, позволивший Миорам и Шарковщине иметь наиболее короткое транспортное сообщение с Верхнедвинском. Ведь до этого туда приходилось ездить через Полоцк, делая круг в 150 км. По своему уникальны мост в Гомеле, имеющий пролет 105 метров, а также мост на Днепре у Александрии, по соседству с которой находится один из древнейших исторических центров – городок Копысь.
Не чужда и аэродромная тематика
У Государственного предприятия «Белгипродор» шесть лет назад появилось еще одно направление деятельности. До 2007 года в нашей стране не было ни одной организации, которая могла бы вести проектно-изыскательские работы по аэродромной тематике.
По поручению премьер-министра страны для освоения в экономике нового направления деятельности в составе Белгипродора был создан сектор по обследованию и проектированию аэродромов. Сегодня это уже управление аэродромного проектирования. Служба оснащена высокоэффективными техническими средствами и укомплектована высококвалифицированными специалистами. Она способна выполнять весь спектр работ по проектированию, изысканию, обследованию и экономическому обоснованию строительства и ремонта аэродромов и расположенных на них объектов. За короткий срок управлением разработана и выдана заказчикам проектно-сметная документация по реконструкции взлетно-посадочной полосы, рулежной дорожки, перрона с местами стоянок самолетов аэродрома «Могилев», на реконструкцию аэродрома «Озерки» в Поставах, аэродрома «Клепачи» в Пружанском районе, строительства аэродрома малой авиации «Браслав», площадок для маяков в аэропортах «Брест», «Гомель», в г. Глубокое. Подготовлена проектно-сметная документация и на модернизацию систем светосигнального оборудования аэродромов «Гомель» и «Гродно». По проекту управления осуществлялась реконструкция искусственных покрытий взлетно-посадочной полосы, рулежной дорожки и перрона аэродрома «Гомель», ряда других объектов, в числе которых – объекты Министерства обороны.
Кроме того, выполнены специальные обследовательские и проектно-изыскательские работы с выдачей заказчику технических отчетов по «Клепачам», Национальному аэропорту «Минск» с рекомендацией по понижению высоты леса на приаэродромной территории, по комплексному обследованию искусственных покрытий взлетно-посадочной полосы с водосточно-дренажной сетью аэродрома «Барановичи» и ряду других объектов.
80 лет – путь для предприятия долгий и нелегкий. За прошедшие годы накоплен колоссальный опыт проектирования дорог от самой низшей категории до автомагистралей и сложнейших мостов, и к своему юбилею Государственное предприятие «Белгипродор» вышло на качественно новый, более высокий уровень. Однако, подведя итоги, на достигнутом коллектив останавливаться не собирается. Ведь юбилей – это лишь переход к новому периоду деятельности, новым интересным проектам. Это достойное продолжение традиций предыдущих поколений проектировщиков, по чьим чертежам и разработкам создана лучшая на всем постсоветском пространстве сеть дорог высокой категории.
Впечатляет!
За 2011 год Государственным предприятием «Белгипродор» была разработана проектная документация для строительства (реконструкции, ремонта) более чем 600 км дорог, 124 мостовых сооружений, 43 объектов промышленного и гражданского строительства, 4 аэродромных объектов (в том числе – 53 тыс. кв. м аэродромных искусственных покрытий, взлетно-посадочной полосы, рулежной дорожки, мест стоянки самолетов), 49 объектов рекультивации и разработки карьеров и месторождений, 240 архитектурно-дизайнерских решений сооружений и благоустройства автомобильных дорог. Выполнено изысканий почти на 380 км дорог, 1968 погонных метров мостов и путепроводов, 1163 гектара технологических площадок и объектов различного назначения, обследовано 30 мостовых сооружений и 5 аэродромных объектов.
Людмила ШЕСТОКОВИЧ, «ЗН», фото предоставлены Государственным предприятием «Белгипродор»