Бумажная волокита
Как часто вам приходится ездить в командировку? Мне так два–три раза в месяц стабильно. Россоны, Наровля, Кореличи, Петриков, Киев, Астана... А по возвращении начинается бумажная волокита: заполнить авансовый отчет, приложить билеты на автобус, поезд и самолет... Их количество порой немыслимо. Того и гляди, придется шарить по кошельку или карманам в поисках какого–нибудь недостающего «копеечного» квитка Мозырь — Калинковичи. Один из сотни тысяч командированных свой столь нужный билет так и не нашел. А значит, компенсировать ему стоимость проезда бухгалтерия не имела бы права. «Почему я должен ездить в командировки за свой счет?» — решил один принципиальный гражданин и обратился в Конституционный Суд...
Что гласит соответствующий нормативный документ? Оказывается, возместить расходы на передвижение можно, только если есть оригинал билета. Никаких дубликатов и копий! Но правомерно ли это? Суд в своем решении подтвердил: неправомерно. Права командированных ограничиваются. И предложил Совету Министров устранить правовую коллизию. Устранит ли? В пресс–службе Министерства финансов, которое наряду с Министерством труда и социальной защиты разрабатывало инструкцию, отвечают: для начала изучим и проанализируем мнения всех заинтересованных сторон. Ведь и аргументов «против» тоже хватает. Говорить о сроках вынесения вердикта пока не приходится.
Впрочем, потерянный билет — это лишь вершина айсберга. Подобных вопросов, касающихся оплаты перемещения между пунктами назначения, предостаточно. Скажем, когда в расчет начнут принимать электронные билеты — нововведение наших железнодорожников? Нынче ведь как? Нужно отчитаться перед бухгалтерией? Изволь все равно заглянуть в кассы за бумажным аналогом. Дополнительная беготня вряд ли кого–то порадует. Однако, как оказалось, инструкцию о командировочных документах скоро планируют тоже осовременить.
И вот еще одно «почему». Вношу предложение. Почему бы не компенсировать стоимость бензина тем, кто предпочитает ездить в командировки на собственном авто? Служебная необходимость порой требует от нас, журналистов, быть на месте как можно оперативнее. Да и, как бы парадоксально это ни звучало, для работодателя частенько выходит дешевле. Вот пример. Поездка в Наровлю по работе двум сотрудникам обошлась почти в миллион рублей. Затраты включали: стоимость билетов на поезда и автобусы, такса за двухместный номер с удобствами в гостинице и командировочные за три дня. Укоротить поездку и уложиться в два дня — значит собирать материал впопыхах и гнать, как говорится, галопом по Европам. Не забываем и о том, что вернуться домой сразу после окончания работы получается не всегда. Приходится подстраиваться под расписание междугородных автобусов и поездов, которые в небольших районных центрах ходят редковато.
Расстояние от Минска до Наровли и обратно — почти 700 километров. Чтобы его преодолеть, нашему семейному «Ниссану–Примера» необходимо 50 литров дизельного топлива. Это 337.500 рублей. Билеты на автобус в обе стороны обошлись бы двоим в 480 тысяч. Только на проезде можно сэкономить более 140 тысяч государственных рублей! А если учесть, что при подобном варианте вполне можно обойтись без ночлега в гостинице (теперь ведь мы не зависим от расписания автобусов), выгоды становятся еще более значительными.
Конечно, машина машине рознь. И затраты на проезд в маленьком «Дэу–Матиз» и на внедорожнике будут сильно отличаться. Но почему бы не установить лимит, который, например, не будет превышать потенциальные расходы на билеты на автобус? Ведь расстояние до пункта назначения известно. Командировочные печати в удостоверения ставить все равно придется. Равно как и заполнять авансовый отчет. А рассчитать сумму компенсации можно для каждой конкретной машины. Утопия? А по мне — экономия государственных средств...
И тогда все реже и реже в автобусах и на автовокзалах водители и пассажиры будут просить у нас ненужный билетик...
Автор публикации: Дмитрий УМПИРОВИЧ