Минский туристический автобус: кому нужна "двухэтажная" экскурсия
17.12.2012 10:36
—
Новости Общества
Отныне он должен стать таким же привычным явлением, как и во многих других городах Европы. OPEN.BY прокатился в "даблдекере", послушал звуковое сопровождение и подумал, как сделать маршрут более привлекательным.
Зачем все это надо
Дмитрий Вашкевич, заместитель директора турагентства "Дром-Тур", которое, по сути, и является титульным перевозчиком на экскурсионном маршруте, говорит, что еще когда их офис был на Московском автовокзале, и дня не проходило, чтобы два-три человека не поинтересовались: а где тут у вас туристические автобусы, по городу покататься? Стало быть, спрос имелся. И, действительно, как-то несолидно немаленькой столице немаленькой страны не иметь собственного регулярного туристического автобуса.
Автобус
На роль туристического автобуса выбрали старенький MAN SD200F выпуска 1980 года. До назначения на туристический маршрут он успел поработать автобусом в Гомеле и кафетерием в Мозыре. Некоторые минчане помнят, как в конце девяностых похожие машины, только желтого цвета, ходили в Ждановичи, - есть вероятность, что нынешний красный автобус – это как раз один из тех желтых.
В этом раритетном автобусе 81 место: 34 сверху, 47 снизу. Плюс еще на втором этаже у передних и задних стекол есть полочки без сидений, на которых, тем не менее, вполне себе можно сидеть. На второй этаж ведут две лестницы (в передней и центральной частях салона), ходить на втором уровне в полный рост не получится. Люков в крыше нет, форточки узкие так что и высунуться невозможно. Для тех, кто беспокоится, что автобус будет задевать провода, сообщаем: крыша находится на высоте 4,44 метра над землей, а троллейбусные и трамвайные провода подвешивают на высоте 5,8 метра.
Почему-то в салон проникает дым из выхлопной трубы, и дышать становится неприятно. А на втором часу пути начинают подмерзать ноги: похоже, отапливается только первый "этаж", а нагретый воздух поднимается в верхний салон "самотеком".
Технические минусы:
- плохо отапливаемый верхний этаж;
- запах выхлопа в салоне;
- грязные окна. Туристы всегда фотографируют достопримечательности, а с такими замызганными стеклами это делать очень непросто и неприятно. Окна надлежит мыть после каждого рейса, тем более зимой!
Организация рейса
Заявлено, что автобусы будут отправляться по маршруту четыре раза в день: в 11.00, 13.30, 16.00 и 18.30, даже если будет всего один пассажир. Наш пробный рейс без учета стоянки у Национальной Библиотеки длился два часа – сказались пробки на Комаровке и возле ГУМа. Дмитрий Вашкевич утверждает, что когда пробок нет, в отведенный интервал – полтора часа – они укладываются. Но в том-то и дело, что пробки будут.
К сожалению, пока у автобуса не предусмотрены промежуточные остановки. То есть, если пассажир захочет, его, конечно, выпустят, однако подсесть на следующий рейс нельзя. Когда компания купит второй автобус – станет возможным и выходить по усмотрению и садиться снова в течение дня. Когда это произойдет – пока неясно. "Орги" говорят, что ближе к лету, однако необходимо помнить о том, что и этот автобус обещали пустить еще минувшим летом, а потом на День Города, но сподобились только сейчас.
Стоимость билета составляет 90 тысяч рублей для взрослых и 45 тысяч – для детей от 7 до 15 лет. Детишки помладше катаются бесплатно, а первый понедельник каждого месяца – благотворительный день: будут возить воспитанников детдомов, хосписов и т.п. Как мы знаем, билет является доказательством проезда в случае наступления страхового случая, поэтому всем пассажирам будут выдавать кассовый чек. А когда купят еще один автобус – то и полноценный билет, действительный в течение дня.
Технические минусы:
- отсутствие посадки-высадки на промежуточных остановках;
- на борту автобуса большими буквами не написаны адрес сайта и телефон организаторов тура. Люди, увидевшие автобус в городе, хотят узнать, как на нем покататься, а узнать это практически негде, не считая афишной тумбы у вокзала;
- малоинформативные буклеты только на двух языках.
Рассказ о достопримечательностях
В современных туристических автобусах давно уже не сидит тетя с микрофоном и не говорит "Посмотрите налево, посмотрите направо". У каждого сиденья – две пары наушников и коммуникационная коробочка, с помощью которой можно задать громкость вещания и выбрать язык. Языков пока семь: белорусский, русский, английский, немецкий, французский, итальянский и испанский. На "восьмом канале", помеченном забавной рожицей в наушниках, передают детские песни, чтобы маленьким пассажирам тоже было интересно. На рендерах буклетах можно увидеть, что на борту автобуса нарисованы еще три флага, которых в действительности на кузове нету: Израиля, ОАЭ и Китая. По словам организаторов тура, весь записанный маршрут сейчас готовят к переводу на арабский и китайский. Португальского языка, одного из самых популярных в мире, в планах пока нет. Но счетчик каналов в устройстве выбора языка дает понять, что туда можно "залить" еще немало переводов. В процессе прослушивания мы отметили грубые и не очень фактические ошибки (о них ниже).
Технические минусы:
- большие наушники, которые не позволяют переговариваться с попутчиком даже на минимальной громкости. Во всем мире в таких туристических автобусах выдают маленькие наушники-"затычки", себестоимость которых – доллар за ведро. И удобнее, и про запас в салоне автобуса можно держать хоть тысячу комплектов;
- в промежутках между рассказом и музыкой раздается неприятное рипение и пощелкивание;
- местами виртуальный гид начинает комкать и проглатывать слова. По крайней мере, такая особенность была замечена в белорусском тексте при описании площади Калинина;
- пропущенные через весь салон провода в пластиковых коробах не способствуют повышению эстетики интерьера, - создается впечатление о не очень пряморуких электриках.
Маршрут
Маршрут турпоездки проложен по двум главным проспектам столицы, старт – напротив железнодорожного вокзала. А если совсем точно, то красный автобус едет таким путем: ул. Бобруйская – пр. Независимости – ул. Калиновского – ул. Кедышко – ул. Филимонова – пр. Независимости – ул. Я.Коласа – ул. Хоружей – ул. Богдановича – пр. Победителей – проезд Дрозды – ул. Пионерская – ул. Тихая - пр. Победителей – ул. Ленина – пр. Независимости – ул. Бобруйская.
Из-за желания разработчиков маршрута показать некоторые памятники архитектуры приходится несколько раз проезжать по унылым улицам, застроенным панельками. Так, после Всехсвятской церкви автобус следует по Кедышко, где, как утверждает голос в наушниках, много зелени. Особенно зимой, ага. Нам обстоятельно рассказывают про Институт современных зданий и про "суперсовременный" торговый центр "Александров пассаж", уделяя последнему слишком уж пристальное внимание. Показать туристам Комаровку – это хорошо. Но из-за этого объекта приходится стоять в пробках на протяжении всего отрезка улицы Хоружей до Богдановича. Куда лучше было бы, если бы автобус с площади Якуба Коласа ехал вперед по Красной и дальше по Коммунистической – и "дом под шпилем" бы увидели, и Осмоловку, и Свислочь с другого угла.
Неоправданно много нам рассказывают о том, какова площадь теннисных и футбольных площадок, когда был открыт тот или иной спорткомплекс, сколько магазинов содержит торговый центр и какие грузовики могут уместиться в подземных паркингах. Зато про отрезок проспекта Победителей в районе Дворца Спорта сказано буквально три слова. Было бы лучше здесь разнообразить текст сведениями о "татарских огородах", например. Да и вообще, длинный крюк к Минск-Арене мимо гостиниц и стадионов можно было бы заменить на улицы со старой застройкой в центре.
Технические минусы:
- маршрут содержит неинтересные части города, которых легко можно было избежать;
- схема движения в буклете не привязана к местности. Турист, проезжая те или иные места, не сможет их соотнести с планом города. Карта города на подложке буклета мало того, что завалена набок и никакой нагрузки не несет, так еще и содержит ошибки;
- слишком много ненужных и неинтересных подробностей о спортивных объектах и торговых центрах. Лучше заменить их историческими сведениями, легендами, былинами;
Альтернатива
В экскурсию по Минску можно отправиться и не на красном "МАНе". В левом крыле железнодорожного вокзала есть отделение туристической компании "Дортур". Она предлагает автобусные экскурсии по Минску за 100.000 рублей. Правда, надо, чтобы набралось минимум 18 человек. Судя по рекламе, туристы увидят все те же "националку" и Минск-Арену, а впридачу совершат небольшой пеший походик по Верхнему городу и Троицкому предместью. Продолжительность экскурсии – 3 часа.
Протяженность маршрута Minsk City Tour составляет 35 километров. По средним расценкам минских таксопарков, весь этот путь можно проделать на "моторе" за 150 тысяч рублей. Правда, вряд ли вам таксист расскажет о достопримечательностях на семи языках, зато ехать будете быстрее и комфортнее.
Наконец, можно испробовать совсем бюджетный вариант, на общественном транспорте. Почти такой же маршрут (кое-где другими улицами, но с осмотром тех же достопримечательностей) можно преодолеть так. От вокзала проходим пешком до Площади Независимости, садимся на автобус №100 и едем почти до конца – до ул. Филимонова. Переходим через дорогу, садимся на троллейбус №1 и едем до пересечения Калиновского и Кедышко, по пути осматривая Всехсвятскую церковь. Там пересаживаемся на автобус №87 и возвращаемся к перекрестку проспекта Независимости и Филимонова. Дожидаемся автобуса №91 и едем к Минск-Арене. А оттуда уже на автобусе №1 возвращаемся на вокзал. Если надеяться, что весь транспорт будет подходить к остановке тогда, когда нам нужно, то наша бюджетная экскурсия (без рассказа гида, но с объявлением остановок) займет, по нашим подсчетам, 160 минут – чуть меньше трех часов.
Ошибки
В тексте аудиоэкскурсии, в буклете и оформлении самого автобуса мы нашли грубые и не очень ошибки. Такое чувство, что делалось это в спешке. Любезно предоставляем организаторам экскурсии список ошибок:
- в буклете в схеме маршрута написано "Вокзал. Bus stop. 15, Bobruyskaya str.". Под одну гребенку подведены три разных объекта: железнодорожный вокзал, автобусная остановка и жилой дом напротив вокзала;
- про фразу в буклете "Departure time from point bus stop" можно сказать словами анекдота "Минск иняз финишт". Там же исправляем "Belarusion State Circus", "glad welcome you" и "асалоду ад незабыўнай агляднай экскурсіяй";
- раз уж взялись переводить "Троицкое предместье" на английский, то поступите так и с "Парком Победы", и с "Площадью Независимости", или же как положено транслитерируйте все названия по правилам;
- на самом автобусе возле двери висит наклейка с ценами, гласящая: "стоимость эксурсии";
- "У дадзены момант адноўлена дакладная копія знакамітай гасцініцы". Даже внешне нынешняя "Европа" – далеко не точная копия оригинала;
- правильно не "прадукцыйнае аб'яднанне", а "вытворчае аб'яднанне"; не "Троіцкае прадмесце", а "Траецкае";
- правильное название минских тракторов – не "Беларусь", а "Беларус";
- именем Мулявина названа не улица, а бульвар;
- тщательно описываемой скульптуры "Меркурий" возле БелЭкспо нету: ее убрали на время проведения затяжного ремонта.
Заключение
Собственный регулярный туристический маршрут – дело нужное и полезное. Лучше поздно, чем никогда. Но чтобы пассажир не чувствовал себя обманутым за свои 90 тысяч, нужно исправить ворох недочетов, которые мы приводили в течение всей статьи. И, конечно, развивать сервис дальше. Одного и даже двух автобусов для полноценных экскурсий будет мало. В Риге, например, автобусы только одной компании Riga Sightseeing делают 8 полуторачасовых рейсов в день. В Киеве автобусы одной только компании Open Kiev в летнее время отправляются каждые 20 минут, и в них можно подсесть на любой из остановок общественного трнаспорта. В Барселоне, городе меньше Минска, две компании - Barcelona City Tour и Barcelona Bus Turisric - имеют по нескольку десятков автобусов (соответствующих жестким экологическим требованиям) и выполняют поездки с раннего утра до позднего вечера по пяти маршрутам. Во всех городах туристы получают бесплатно подробную карту маршрута.
Александр Лычавко, OPEN.BY
Фото автора и Надежды Дегтяревой
Зачем все это надо
Дмитрий Вашкевич, заместитель директора турагентства "Дром-Тур", которое, по сути, и является титульным перевозчиком на экскурсионном маршруте, говорит, что еще когда их офис был на Московском автовокзале, и дня не проходило, чтобы два-три человека не поинтересовались: а где тут у вас туристические автобусы, по городу покататься? Стало быть, спрос имелся. И, действительно, как-то несолидно немаленькой столице немаленькой страны не иметь собственного регулярного туристического автобуса.
Автобус
На роль туристического автобуса выбрали старенький MAN SD200F выпуска 1980 года. До назначения на туристический маршрут он успел поработать автобусом в Гомеле и кафетерием в Мозыре. Некоторые минчане помнят, как в конце девяностых похожие машины, только желтого цвета, ходили в Ждановичи, - есть вероятность, что нынешний красный автобус – это как раз один из тех желтых.
В этом раритетном автобусе 81 место: 34 сверху, 47 снизу. Плюс еще на втором этаже у передних и задних стекол есть полочки без сидений, на которых, тем не менее, вполне себе можно сидеть. На второй этаж ведут две лестницы (в передней и центральной частях салона), ходить на втором уровне в полный рост не получится. Люков в крыше нет, форточки узкие так что и высунуться невозможно. Для тех, кто беспокоится, что автобус будет задевать провода, сообщаем: крыша находится на высоте 4,44 метра над землей, а троллейбусные и трамвайные провода подвешивают на высоте 5,8 метра.
Почему-то в салон проникает дым из выхлопной трубы, и дышать становится неприятно. А на втором часу пути начинают подмерзать ноги: похоже, отапливается только первый "этаж", а нагретый воздух поднимается в верхний салон "самотеком".
Технические минусы:
- плохо отапливаемый верхний этаж;
- запах выхлопа в салоне;
- грязные окна. Туристы всегда фотографируют достопримечательности, а с такими замызганными стеклами это делать очень непросто и неприятно. Окна надлежит мыть после каждого рейса, тем более зимой!
Организация рейса
Заявлено, что автобусы будут отправляться по маршруту четыре раза в день: в 11.00, 13.30, 16.00 и 18.30, даже если будет всего один пассажир. Наш пробный рейс без учета стоянки у Национальной Библиотеки длился два часа – сказались пробки на Комаровке и возле ГУМа. Дмитрий Вашкевич утверждает, что когда пробок нет, в отведенный интервал – полтора часа – они укладываются. Но в том-то и дело, что пробки будут.
К сожалению, пока у автобуса не предусмотрены промежуточные остановки. То есть, если пассажир захочет, его, конечно, выпустят, однако подсесть на следующий рейс нельзя. Когда компания купит второй автобус – станет возможным и выходить по усмотрению и садиться снова в течение дня. Когда это произойдет – пока неясно. "Орги" говорят, что ближе к лету, однако необходимо помнить о том, что и этот автобус обещали пустить еще минувшим летом, а потом на День Города, но сподобились только сейчас.
Стоимость билета составляет 90 тысяч рублей для взрослых и 45 тысяч – для детей от 7 до 15 лет. Детишки помладше катаются бесплатно, а первый понедельник каждого месяца – благотворительный день: будут возить воспитанников детдомов, хосписов и т.п. Как мы знаем, билет является доказательством проезда в случае наступления страхового случая, поэтому всем пассажирам будут выдавать кассовый чек. А когда купят еще один автобус – то и полноценный билет, действительный в течение дня.
Технические минусы:
- отсутствие посадки-высадки на промежуточных остановках;
- на борту автобуса большими буквами не написаны адрес сайта и телефон организаторов тура. Люди, увидевшие автобус в городе, хотят узнать, как на нем покататься, а узнать это практически негде, не считая афишной тумбы у вокзала;
- малоинформативные буклеты только на двух языках.
Рассказ о достопримечательностях
В современных туристических автобусах давно уже не сидит тетя с микрофоном и не говорит "Посмотрите налево, посмотрите направо". У каждого сиденья – две пары наушников и коммуникационная коробочка, с помощью которой можно задать громкость вещания и выбрать язык. Языков пока семь: белорусский, русский, английский, немецкий, французский, итальянский и испанский. На "восьмом канале", помеченном забавной рожицей в наушниках, передают детские песни, чтобы маленьким пассажирам тоже было интересно. На рендерах буклетах можно увидеть, что на борту автобуса нарисованы еще три флага, которых в действительности на кузове нету: Израиля, ОАЭ и Китая. По словам организаторов тура, весь записанный маршрут сейчас готовят к переводу на арабский и китайский. Португальского языка, одного из самых популярных в мире, в планах пока нет. Но счетчик каналов в устройстве выбора языка дает понять, что туда можно "залить" еще немало переводов. В процессе прослушивания мы отметили грубые и не очень фактические ошибки (о них ниже).
Технические минусы:
- большие наушники, которые не позволяют переговариваться с попутчиком даже на минимальной громкости. Во всем мире в таких туристических автобусах выдают маленькие наушники-"затычки", себестоимость которых – доллар за ведро. И удобнее, и про запас в салоне автобуса можно держать хоть тысячу комплектов;
- в промежутках между рассказом и музыкой раздается неприятное рипение и пощелкивание;
- местами виртуальный гид начинает комкать и проглатывать слова. По крайней мере, такая особенность была замечена в белорусском тексте при описании площади Калинина;
- пропущенные через весь салон провода в пластиковых коробах не способствуют повышению эстетики интерьера, - создается впечатление о не очень пряморуких электриках.
Маршрут
Маршрут турпоездки проложен по двум главным проспектам столицы, старт – напротив железнодорожного вокзала. А если совсем точно, то красный автобус едет таким путем: ул. Бобруйская – пр. Независимости – ул. Калиновского – ул. Кедышко – ул. Филимонова – пр. Независимости – ул. Я.Коласа – ул. Хоружей – ул. Богдановича – пр. Победителей – проезд Дрозды – ул. Пионерская – ул. Тихая - пр. Победителей – ул. Ленина – пр. Независимости – ул. Бобруйская.
Из-за желания разработчиков маршрута показать некоторые памятники архитектуры приходится несколько раз проезжать по унылым улицам, застроенным панельками. Так, после Всехсвятской церкви автобус следует по Кедышко, где, как утверждает голос в наушниках, много зелени. Особенно зимой, ага. Нам обстоятельно рассказывают про Институт современных зданий и про "суперсовременный" торговый центр "Александров пассаж", уделяя последнему слишком уж пристальное внимание. Показать туристам Комаровку – это хорошо. Но из-за этого объекта приходится стоять в пробках на протяжении всего отрезка улицы Хоружей до Богдановича. Куда лучше было бы, если бы автобус с площади Якуба Коласа ехал вперед по Красной и дальше по Коммунистической – и "дом под шпилем" бы увидели, и Осмоловку, и Свислочь с другого угла.
Неоправданно много нам рассказывают о том, какова площадь теннисных и футбольных площадок, когда был открыт тот или иной спорткомплекс, сколько магазинов содержит торговый центр и какие грузовики могут уместиться в подземных паркингах. Зато про отрезок проспекта Победителей в районе Дворца Спорта сказано буквально три слова. Было бы лучше здесь разнообразить текст сведениями о "татарских огородах", например. Да и вообще, длинный крюк к Минск-Арене мимо гостиниц и стадионов можно было бы заменить на улицы со старой застройкой в центре.
Технические минусы:
- маршрут содержит неинтересные части города, которых легко можно было избежать;
- схема движения в буклете не привязана к местности. Турист, проезжая те или иные места, не сможет их соотнести с планом города. Карта города на подложке буклета мало того, что завалена набок и никакой нагрузки не несет, так еще и содержит ошибки;
- слишком много ненужных и неинтересных подробностей о спортивных объектах и торговых центрах. Лучше заменить их историческими сведениями, легендами, былинами;
Альтернатива
В экскурсию по Минску можно отправиться и не на красном "МАНе". В левом крыле железнодорожного вокзала есть отделение туристической компании "Дортур". Она предлагает автобусные экскурсии по Минску за 100.000 рублей. Правда, надо, чтобы набралось минимум 18 человек. Судя по рекламе, туристы увидят все те же "националку" и Минск-Арену, а впридачу совершат небольшой пеший походик по Верхнему городу и Троицкому предместью. Продолжительность экскурсии – 3 часа.
Протяженность маршрута Minsk City Tour составляет 35 километров. По средним расценкам минских таксопарков, весь этот путь можно проделать на "моторе" за 150 тысяч рублей. Правда, вряд ли вам таксист расскажет о достопримечательностях на семи языках, зато ехать будете быстрее и комфортнее.
Наконец, можно испробовать совсем бюджетный вариант, на общественном транспорте. Почти такой же маршрут (кое-где другими улицами, но с осмотром тех же достопримечательностей) можно преодолеть так. От вокзала проходим пешком до Площади Независимости, садимся на автобус №100 и едем почти до конца – до ул. Филимонова. Переходим через дорогу, садимся на троллейбус №1 и едем до пересечения Калиновского и Кедышко, по пути осматривая Всехсвятскую церковь. Там пересаживаемся на автобус №87 и возвращаемся к перекрестку проспекта Независимости и Филимонова. Дожидаемся автобуса №91 и едем к Минск-Арене. А оттуда уже на автобусе №1 возвращаемся на вокзал. Если надеяться, что весь транспорт будет подходить к остановке тогда, когда нам нужно, то наша бюджетная экскурсия (без рассказа гида, но с объявлением остановок) займет, по нашим подсчетам, 160 минут – чуть меньше трех часов.
Ошибки
В тексте аудиоэкскурсии, в буклете и оформлении самого автобуса мы нашли грубые и не очень ошибки. Такое чувство, что делалось это в спешке. Любезно предоставляем организаторам экскурсии список ошибок:
- в буклете в схеме маршрута написано "Вокзал. Bus stop. 15, Bobruyskaya str.". Под одну гребенку подведены три разных объекта: железнодорожный вокзал, автобусная остановка и жилой дом напротив вокзала;
- про фразу в буклете "Departure time from point bus stop" можно сказать словами анекдота "Минск иняз финишт". Там же исправляем "Belarusion State Circus", "glad welcome you" и "асалоду ад незабыўнай агляднай экскурсіяй";
- раз уж взялись переводить "Троицкое предместье" на английский, то поступите так и с "Парком Победы", и с "Площадью Независимости", или же как положено транслитерируйте все названия по правилам;
- на самом автобусе возле двери висит наклейка с ценами, гласящая: "стоимость эксурсии";
- "У дадзены момант адноўлена дакладная копія знакамітай гасцініцы". Даже внешне нынешняя "Европа" – далеко не точная копия оригинала;
- правильно не "прадукцыйнае аб'яднанне", а "вытворчае аб'яднанне"; не "Троіцкае прадмесце", а "Траецкае";
- правильное название минских тракторов – не "Беларусь", а "Беларус";
- именем Мулявина названа не улица, а бульвар;
- тщательно описываемой скульптуры "Меркурий" возле БелЭкспо нету: ее убрали на время проведения затяжного ремонта.
Заключение
Собственный регулярный туристический маршрут – дело нужное и полезное. Лучше поздно, чем никогда. Но чтобы пассажир не чувствовал себя обманутым за свои 90 тысяч, нужно исправить ворох недочетов, которые мы приводили в течение всей статьи. И, конечно, развивать сервис дальше. Одного и даже двух автобусов для полноценных экскурсий будет мало. В Риге, например, автобусы только одной компании Riga Sightseeing делают 8 полуторачасовых рейсов в день. В Киеве автобусы одной только компании Open Kiev в летнее время отправляются каждые 20 минут, и в них можно подсесть на любой из остановок общественного трнаспорта. В Барселоне, городе меньше Минска, две компании - Barcelona City Tour и Barcelona Bus Turisric - имеют по нескольку десятков автобусов (соответствующих жестким экологическим требованиям) и выполняют поездки с раннего утра до позднего вечера по пяти маршрутам. Во всех городах туристы получают бесплатно подробную карту маршрута.
Александр Лычавко, OPEN.BY
Фото автора и Надежды Дегтяревой