Очередь в 2013-й
Что стоит за пробками на белорусско-литовской границе?
Приближение Нового года традиционно сопряжено не только с растущей толчеей в торговых центрах по всему миру, но и с ростом “колесных хвостов” на белорусских границах. Нынешней весной руководящие органы Евросоюза приняли решение ввести автоматическую систему паспортного контроля, установив на границах своих стран турникеты, призванные упростить въезд в ЕС. Однако “с ветерком” преодолеть эти турникеты могут лишь обладатели биометрических паспортов, все остальные констатируют лишь традиционное ухудшение ситуации на границе. Новый год ли тому причиной, попробовала выяснить “НГ”.
“Каменный Мядининкай”
На днях МИД Беларуси направил ноту посольству Литвы, в которой выразил обеспокоенность в связи с относительным ухудшением обстановки на границе и увеличением очереди грузового транспорта на выезде из Беларуси. Особо проблемная ситуация на пункте пропуска “Каменный Лог — Мядининкай”. Четыре дня назад здесь на выезд из Беларуси стояло 800 фур, на въезд — 530, вчера — 320 и 450 соответственно. Изменение цифр можно в какой-то степени объяснить усилиями Госпогранкомитета Беларуси, активизировавшего свою работу и постоянно рекомендующего дальнобойщикам выбирать для выезда в Литву другие коридоры — через “Бенякони”, “Привалку” и “Котловку”.
Однако в корне ситуацию на “Каменном Логе — Мядининкае” усилиями лишь белорусской стороны не решить. В своей ноте МИД Беларуси напомнил, что в соответствии с действующими договоренностями стороны обязаны оформлять на белорусско-литовской границе 600 грузовых транспортных средств в сутки. Однако с 5 декабря это условие литовской стороной не выполняется.
Таможенное “назидание”
Причина заторов на первый взгляд очевидна. Утром 5 декабря были задержаны 29 сотрудников “Мядининкая” по обвинению в злоупотреблении служебным положением и получении взяток. Как выяснилось, в качестве мзды принималось минимум по 20—40 литов (7,5—15 долларов). По оценкам литовских правоохранителей, размер незаконно полученных денежных средств в сутки мог составлять до тысячи литов. Учитывая, что граница на выходные не закрывается, за месяц таким образом набегало (точнее, “наезжало”) свыше 11 тысяч долларов.
Пресс-секретарь Департамента таможни Гинтаре Виткаускайте сразу отказалась утверждать, что задержание сотрудников таможенного поста “Мядининкай” не повлияет на его пропускную способность. Но вдумчивое знакомство с сообщениями литовских СМИ наводит на размышления иного рода. Основанием к началу расследования на “Мядининкае” стали жалобы дальнобойщиков, причем не только анонимные. И именно водители фур сегодня оказались заложниками ситуации. Чтоб иным неповадно было?
Неожиданный ракурс
На этом хотелось бы поставить точку, но... Почему, спросит неискушенный читатель, и через неделю после случившегося на “Мядининкае” даже следующие в Польшу, Бельгию и Францию фуры упорно катят именно в “Каменный Лог”? “Да никаких тут секретов нет — из Беларуси в Польшу можно ввезти не более шестисот литров топлива, — пояснил “НГ” минчанин Андрей Саманков, водительствовавший ранее на фуре. — А в Литву можно ввозить столько, сколько поместится в баки — и полторы тысячи литров, и две”. И со смехом добавил: “Со всеми вытекающими оттуда в карман последствиями”.