Белорусские студенты в Смоленске: учиться нравится, работы по специальности мало

Источник материала:  
13.12.2012 14:44 — Новости Общества
Белорусские студенты в Смоленске: учиться нравится, работы по специальности мало Благодаря равным с россиянами правам, белорусские выпускники нередко едут получать "вышку" в Смоленск. Такое решение имеет как свои приятные плюсы, так и неизбежные минусы.

В первой части статьи мы рассказали, чем руководствуются белорусские абитуриенты, поступая в вузы на чужбине, и в какие деньги обходится проживание в самом близком российском облцентре. Сегодня выясним, какие проблемы таит в себе наличие белорусского паспорта при учебе и трудоустройстве за пусть и призрачной, но все-таки границей.

Права у белорусов и россиян при поступлении одинаковые. И почти одинаковые при обучении. Например, белорусские студенты-сироты не имеют права на российскую материальную помощь. Сильно разнятся привилегии и в обычной жизни. Так, белорусским студентам не выдают российский медицинский полис. Точнее, сейчас не выдают, но один год полисы выдавались всем студентам без разбора гражданства, и по ним можно было получать медицинскую помощь. Сейчас (за исключением случаев скорой помощи) за прием к врачу нужно платить минимум 90 рублей. Или же покупать недешевую страховку. Особенно остро этот вопрос стоит в частных вузах, которые не имеют права приписывать своих подопечных к студенческой поликлинике. Впрочем, есть еще одна тонкость: если белорусский студент имеет трудовой контракт минимум на полгода, то имеет право на медицинскую помощь на общих основаниях.

Основное приятное отличие российского высшего образования от белорусского состоит в том, что с российским дипломом выпускника не пошлют по распределению в деревню, глушь и прочий Саратов – ни в России, ни когда он вернется в Беларусь. Однако у этого бонуса есть и обратная сторона: работу нужно искать самому.

Пятикурсник Иван Бурыкин с факультета экономики и управления говорит, что несколько раз пытался устроиться работать консультантом в магазин или оператором в колл-центр, и его были рады взять до тех пор, пока он не показывал свой паспорт в синей обложке. Трудоустройство тут же прекращалось. Из полутора десятков студентов СмолГУ, с которыми мы побеседовали, только один какое-то время работал по специальности: аспирант Сергей Мартинович с факультета истории и права один год работал учителем истории в смоленской школе. По его словам, его случай – единичный, нежели показательный. Настя Бузовская, журналистка-четверокурсница, работает не совсем по специальности: на основе рассказов ветеранов ВОВ вместе с другими журналистами пишут книгу; практику проходит в Беларуси, а где будет работать после окончания СмолГУ – пока не знает.

Юлия Боханко, будущий эколог, рассказывает, что пока не представляет, где она сможет пригодиться со своим дипломом. В РосПриродНадзоре, куда они ходили на практику, зарплата всего до 7 тысяч рублей (225 долларов). Образование хорошее, преподаватели классные, учат хорошим вещам – любить природу. А те вещи, которые потребуются в научной работе, начали учить лишь последние несколько месяцев, на пятом курсе. При поступлении на естественно-географический факультет говорили, что помимо диплома эколога будет и диплом педагога – преподавателя экологии. Соответственно, три года изучали и такие дисциплины, как педагогика, психология и т.п. Но уже в процессе обучения решили не давать студентам такую роскошь, и теперь диплома учителя у Юли не будет. Уметь любить природу – полезное знание. Но как с таким знанием содержать семью и одевать детей – непонятно.

Между прочим, иностранцы не имеют права работать на российской госслужбе, так что и уповать на РосПриродНадзор, МинЗдравСоцРазвития и прочие МинОбрНауки белорусским студентам не приходится. Зачем вообще ехать подальше от родного дома, за границу, получать образование, чтобы потом не найти ему применения и устраиваться работать консультантом в салон бытовой техники или курьером в интернет-магазин? Ребята начинают спорить между собой и приводят доводы, что это стереотип такой сложился, заложниками которого они стали: молодой гражданин должен иметь диплом о высшем образовании. И хоть вполне вероятно, что диплом придется засунуть под ножку шкафа, чтоб не шатался, ребята говорят, что вряд ли поедут обратно в Беларусь. Однако, говорит Сергей Мартинович, если заводить семью и растить детей, то нужно непременно возвращаться в Беларусь, - условия для этого лучше.

В Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма учатся 324 белоруса – это примерно шестая часть всех студентов. При этом около 10% белорусов являются членами национальных сборных по тем или иным видам спорта. А в университетской хоккейной команде и вовсе 90% игроков – белорусы.

Ректор академии Георгий Грец водит нас по университетской стройке: в следующем году сдадут большой спортивный комплекс с 50-метровым бассейном, теннисными кортами, футбольным полем с подогревом, легкоатлетическим манежем, роллердромом и другими спортплощадками. В ближайшие годы планируют открыть кафедру экстремальных видов спорта, в числе которых будут готовить автогонщиков. В 2014-м сдадут новый 15-этажный жилой комплекс (самый высокий в городе, кстати): студенческое общежитие, квартиры для молодых специалистов и гостиницу в одном здании, - это будет уже четвертая "общага" вуза.




Проект спорткомплекса

Академия действительно заинтересована в обучении перспективных студентов. Мастера спорта из Беларуси, например, автоматически получают 100 баллов на внутреннем экзамене. Можно даже сказать, что у Академии идет негласное соревнование со СмолГУ, потому что там 700 студентов занимаются в спортивных секциях, из них 50 – мастера спорта, которые, несмотря на звание, выбрали не профильный спортивный вуз, а классический. Ректор спортивной академии говорит, что большая часть белорусских студентов после обучения уезжает обратно на родину, но "самую элитную часть из тех, кого мы готовим, - мы их оставляем здесь". Самым выдающимся предоставляют места в аспирантуре или предлагают работать тут же, в академии. Некоторым помогают со сменой гражданства – и тогда те могут попасть в российские сборные.




Будущий бассейн

Пожалуй, это так случайно совпало, что пришедшие к нам на встречу студенты из СмолГУ не могут трудоустроиться по специальности. А вот среди студентов спортивной академии, наоборот, попались такие, кто уже по нескольку лет трудится тем, кем и хотел. Пятикурсница Веста Сухвалова из Витебска выбрала Смоленск потому, что он ближе к дому и потому, что тут гарантировали общежитие, - в Минске на такое рассчитывать не приходилось. Параллельно с учебой работает в средней школе учителем физкультуры, а после завершения академии хочет стать тренером по шорт-треку. Как отличница в этом году она получила от вуза награду – поездку в Турцию. Максим Мандыбура при поступлении ЕГЭ не сдавал – написал изложение и сдал физические нормативы. Ледовый дворец еще не был готов, поэтому сдавал бег на роликах, броски шайбы (пять с удобной стороны и пять с неудобной – забросил восемь шайб), бег на 100 и 400 метров, а также устный экзамен по истории мировой физической культуры. Белорусской подготовки хватило даже на то, чтобы ответить на некоторые вопросы из истории и действительности российского спорта. Сейчас он - магистрант первого курса по специальности "подготовка высококвалифицированных специалистов", работает тренером по хоккею в областной детской спортивной школе с семилетними мальчиками – ведет их уже второй год.

Совокупно в 34 вузах Смоленщины учится около тысячи белорусских студентов. Кое-кто не видит перспектив дальнейшего трудоустройства, кое-кто ищет обходные варианты со сменой гражданства, а кто-то еще во время учебы нашел себе работу по специальности. Всех их объединяет одно: они регулярно приезжают домой в Беларусь.

Александр Лычавко, OPEN.BY, Смоленск
←Крупная партия пиротехники изъята в Гомеле

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика