Земельный вопрос в парламенте
Основными новациями проекта стали общие положения о государственной племенной службе, в которых упорядочена ее структура и задачи. Конкретизированы качественные характеристики и основные задачи таких субъектов племенного животноводства, как племенной завод, племенной репродуктор, селекционно-гибридный и селекционно-генетический центры, генофондное хозяйство. Установлены нормы, регулирующие взаимоотношения субъектов племенного животноводства и государства. Законодательно закрепляются нормы, связанные с созданием государственной информационной системы и ведением учета в области племенного дела в животноводстве.
Как отметил выступивший при обсуждении проекта закона член Постоянной комиссии по аграрной политике Палаты представителей Николай Язубец, в документе уточняются термины (апробация, генетический потенциал, государственная информационная система в области племенного дела в животноводстве, племенная (генетическая) ценность и т. д.), а также определяются субъекты и объекты отношений в области племенного дела в животноводстве, конкретизируются полномочия государственных органов и уточняются задачи государственной племенной службы.
Закрепляются нормы, направленные на обеспечение создания, сохранения, воспроизводства и рационального использования племенной продукции (материала). Устанавливаются условия использования племенной продукции (материала) в целях воспроизводства породы и в целях разведения племенных животных, а также порядок оценки племенной (генетической) ценности племенных животных.
Запрещается реализация племенных животных при отсутствии племенных свидетельств, подтверждающих их происхождение и племенную ценность, использование спермы и эмбрионов племенных животных без племенного свидетельства и генетического сертификата на племенных производителей, от которых они получены.
Заместитель председателя Постоянной комиссии по аграрной политике Палаты представителей Владислав Цыдик рассказал парламентскому обозревателю «БН», что законопроект «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь о земле» разработан во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 23 сентября 2011 г. № 431 «О некоторых мерах по совершенствованию отношений в области изъятия, предоставления и использования земельных участков» и направлен на совершенствование правового регулирования земельных отношений.
Проектом предусматривается, что изъятие и предоставление земельных участков из сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения для целей, не связанных с назначением этих земель, могут производиться только при согласовании главой государства места размещения соответствующего земельного участка.
Кроме того, в Кодекс Республики Беларусь о земле вносятся положения, которые предусматривают освобождение граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от внесения платы за право заключения договора аренды земельного участка при передаче в залог капитального строения, незавершенного законсервированного капитального строения, расположенных на арендованном земельном участке, плата за право заключения договора аренды которого не взималась; требование указывать в решении об изъятии и предоставлении земельного участка, что участок предоставляется гражданину для строительства жилого дома как состоящему на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (для реализации только один раз права гражданина на улучшение жилищных условий).
Устанавливается размер земельного участка, предоставляемого для ведения личного подсобного хозяйства гражданину Республики Беларусь в частную собственность или пожизненное наследуемое владение, — до 1 гектара, в аренду — до 3 гектаров, для ведения фермерского хозяйства — до 100 гектаров. Вводятся ограничения по сроку аренды земельного участка, на котором расположен переданный в аренду водный объект (его часть). Такой срок не может превышать срока аренды водного объекта (его части).
Василий ГЕДРОЙЦ, парламентский обозреватель «БН»