«Наши водители – достаточно дисциплинированные, но проблем на дорогах хватает»
— Юрий Александрович, добрый день! Беспокоит Алена Петручева из Сморгонского района. Мой муж, кстати, тоже работает в одном из подразделений Госавтоинспекции. Интересно узнать, а укомплектован ли сегодня штат сотрудников ГАИ настолько, чтобы обеспечивать безопасность на дорогах?
— На этот вопрос отвечу так — численности личного состава Госавтоинспекции достаточно, чтобы выполнять поставленные задачи и возложенные на ведомство функции. Оснащение сотрудников сегодня — самое современное. Спецавтомобили ДПС, в том числе и в сельской местности, оборудованы, что называется, по последнему слову техники. Время от времени обновляются и приборы, которые используются в служебной деятельности. Кстати, если будет принято решение, то в ближайшее время изменятся нагрудные знаки сотрудников ГАИ.
Но в ГАИ работают не только сотрудники Госавтоинспекции, которые носят форму, а также и большое количество вольнонаемных лиц, то есть гражданских. В основном они задействованы в регистрационно-экзаменационных подразделениях. В свое время, когда на место аттестованных должностей мы вводили гражданских, опасались: справятся ли они с работой? Но эти опасения развеялись. Принятые нами люди оказались вполне подготовленными (имеют высшее образование), они справились в полном объеме со своими обязанностями.
— Здравствуйте! Беспокоит Александр Гавриленко из Городеи. Мне 28 лет. Я — водитель иномарки и не люблю медленную езду, тем более что рядом с моим домом — магистраль М1. Юрий Александрович, будут ли увеличивать допустимую скорость на автобанах Беларуси?
— Несомненно. Мы постоянно над этим работаем. Если вы часто двигаетесь по М1 Е30 Брест — Минск — граница России, то должны знать, что достаточно давно увеличены скоростные режимы. Вообще, эта трасса соответствует всем стандартам для организации дорожного движения машин с повышенной скоростью. На ней минимальное количество пересечений на одном уровне — пешеходных потоков и автомобильных, минимальное количество левых поворотов. Возможные конфликты «транспорт-транспорт», «пешеход-водитель» максимально исключены.
А на реконструированных дорогах — одна из них М4 в Могилевском направлении — уже принято решение о повышении скоростного режима. То есть на тех участках, где организация дорожного движения позволяет это сделать. И в дальнейшем, при реконструкции других автодорог, будет рассматриваться такой же вопрос о повышении скоростных режимов. Максимально допустимая скорость, которая будет устанавливаться, — 120—130 километров в час.
Но есть в Беларуси и дороги, строившиеся еще в прошлом веке, когда интенсивность движения транспорта была поменьше. Их параметры остались такими же, а интенсивность движения возросла. Поэтому увеличивать скоростной режим не имеет смысла.
— Звонят из деревни Крошин Барановичского района. Меня зовут Анна, молодой специалист, работаю в школе учителем. После того как в Минске на территории одной из школ погиб ребенок, нас, учителей (наверное, и по всей стране), превратили в так называемых «стоп-менов». В определенное время мы стоим со знаками и охраняем проезжую часть. К тому же в 6 утра должны вставать и сопровождать школьный автобус. Кто принимал решение о том, чтобы сельские учителя выступали в роли госавтоинспекторов и до какого времени это будет длиться? Грядут морозы. И ни нам, ни детям это, мягко говоря, особого комфорта не доставит.
— Госавтоинспекция не принимала таких решений, поскольку не имеет права на это. Что касается «стоп-менов», то, как я считаю (и со мной солидарны начальники управлений ГАИ), движение в их рядах — сугубо добровольное дело. И если человек не желает подключаться к движению, его нельзя принуждать это делать. Поэтому обратитесь к своему руководству, обсудите более детально вопрос. Здесь необходимо соблюдать законодательство.
— А нужны ли вообще сельской местности такие меры безопасности у школ? Там ведь нет засилья автомобилей, как в столице.
— Согласен. Есть разница между условиями на дорогах сельской местности и в городе. Много школ в деревнях, где для обеспечения безопасности дорожного движения достаточно инженерных сооружений — это искусственные неровности, знаки, заборные устройства, шлагбаумы.
Но дети могут по разным причинам не знать, как вести себя на дороге, да и психологически могут быть неподготовленными. Для того чтобы обезопасить их, лучше привлекать больше общественных организаций. А если и задействовать учителей и родителей, то добровольно, а также тех, у кого активная жизненная позиция.
— Борисов на связи. У нас есть несколько улиц, где с утра до вечера засилье машин на обочинах. По улице Горького, например, установлен знак «остановка запрещена». А ГАИ оштрафовало за нарушение парковки только 20 водителей. Остальные по-прежнему игнорируют знак.
— Естественно, привлекать водителей к ответственности за такие нарушения мы будем. Причем не только в Борисове, но и других городах, где эта проблема актуальна. Но здесь все же хочу заметить, что в первую очередь виноваты не только водители. Просто в наших городах нет в достатке парковок для них. В ГАИ ратуют за то, чтобы местные органы власти уделяли больше внимания строительству мест для стоянок автомобилей!
— Юрий Александрович, здравствуйте! Из Минского района беспокоит Анна. Не знаю, как быть: менять мне водительское удостоверение на новое или нет? Уже несколько раз поднималась волна в СМИ, что при выезде за границу со старыми удостоверениями не пропустят?
— Анна, если у вас водительское удостоверение не Советского Союза, то беспокоиться не стоит. Международная конвенция 1968 года, которую подписала Беларусь, обязывает все страны признавать водительские удостоверения старого образца до окончания срока их действия.
— И еще, Юрий Александрович, есть предложение. Почему бы не просто изымать автомобили у тех, кого остановили выпившим за рулем, а позаимствовать способ борьбы с водителями-алкоголиками у коллег из Китая? То есть изымать права на всю оставшуюся жизнь, потому что некоторые лишенные прав повторно садятся за руль нетрезвыми и создают угрозу жизни всем участникам дорожного движения.
— Спасибо за предложение. Да, проблема эта очень серьезная. Сегодня на стадии подготовки изменения в закон, где будет предусмотрено увеличение сроков по лишению права управления нетрезвого за рулем. Не пожизненно — я сам противник таких мер. Ведь человек, лишенный на всю жизнь прав, знает, что терять ему нечего, и высока вероятность, что может снова сесть за руль. По новому закону водитель, скорее всего, получит возможность досрочного возврата ему прав, но он должен вести себя законопослушно.
— Ирина Львовна из Бреста. Юрий Александрович, обращаюсь к вам с наболевшей проблемой. Я — мать пятилетнего ребенка. Он часто играет во дворе с другими детьми. Рядом проезжая часть. Я опасаюсь за его жизнь, так как постоянно по радио слышу о том, что ГАИ ежедневно задерживает нетрезвых водителей. Как образумить пьяных за рулем, когда у них будут отбирать автомобили? Какова на этот счет позиция ГАИ?
— Да, действительно, управление транспортным средством в состоянии опьянения — одно из самых опасных нарушений Правил дорожного движения, оно нередко приводит к ДТП с тяжелыми последствиями. Только за 10 месяцев этого года в 546 ДТП по вине нетрезвых водителей погибли 140 человек и 612 получили ранения. Всего же на дорогах погибли 829 человек. Таким образом, каждый шестой погибший находится на совести пьяного водителя.
ГАИ принимает меры, они способствуют ежегодному, начиная с 2009 года, снижению числа происшествий по вине водителей, находившихся в состоянии опьянения. И все же удельный вес таких происшествий остается значительным.
Исследования, проведенные специалистами Всемирной организации здравоохранения, показывают, что при концентрации содержания алкоголя в крови 1 промилле (1 грамм чистого алкоголя в 1 литре крови. — Прим. авт.) — это приблизительно соответствует употреблению водителем 150 граммов водки — вероятность совершения ДТП в 5—10 раз больше, чем в случаях полного отсутствия алкоголя.
Нет ни одного водителя, который бы не знал, что управление автомобилем в нетрезвом состоянии крайне опасно, что это может плохо закончиться. Знают, а все равно рискуют.
Всего в 2012 году за управление транспортом в нетрезвом состоянии задержано около 44 тысяч водителей. Понятно, что сотрудники ГАИ выявить самостоятельно всех нетрезвых водителей не могут даже теоретически. Например, в Германии сознательные граждане, увидев пьяного за рулем, сразу сообщают в полицию. Ведь никто не даст гарантию, что его путь не пересечется с путем самого дорогого ему человека. Так и мы призываем — увидели нетрезвого водителя, сразу звоните 102.
К слову, число любителей проехаться за рулем под хмельком резко сократилось после введения уголовной ответственности с 1 марта 2007 года — за такие действия, совершенные повторно. За 10 месяцев 2012 года уголовные дела возбуждены в отношении более 3,5 тысячи таких водителей, что на 17 процентов меньше, чем в прошлом году.
— Но, насколько я могу судить, санкции, предусмотренные Уголовным кодексом, заставили переосмыслить свое поведение и одуматься не всех.
— Да, в нынешнем году задержано 877 нетрезвых водителей, которые ранее уже привлекались и к административной, и к уголовной ответственности, в основном в виде штрафа — до 1 тысячи базовых величин.
В отношении лиц, которых неоднократно задерживали за рулем в состоянии опьянения и которые не исполняют приговор суда в виде штрафа или исправительных работ, трудно придумать более эффективное наказание, чем изъятие автомобиля, причем независимо от того, в чьей собственности он находится. Только такая мера, я уверен, а не огромный штраф — он нередко остается невзысканным, — позволяет защитить от нетрезвых лихачей пешеходов на переходах и остановках общественного транспорта, водителей и пассажиров автомобилей.
Предложения о введении конфискации автомобилей у лиц, повторно задержанных за управлением транспортом в нетрезвом состоянии, вносились управлением ГАИ МВД неоднократно. Принятие этих мер назрело и поддерживается большинством граждан нашей страны.
Министерством юстиции вместе с Генеральной прокуратурой и другими государственными органами разработан проект закона о внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс, предусматривающих конфискацию транспортных средств. Проект проходит процедуру согласования.
Опасения автовладельцев лишиться своей собственности в результате случайности неосновательны, ведь в случае задержания «пьяницы» за рулем в первый раз он привлекается к административной ответственности, а автомобиль предлагается возвращать только собственнику. И только ему, уже зная о возможных последствиях, решать, рисковать ли собственным имуществом, передавая автомобиль, или нет.
Константин КОВАЛЕВ, Анжелика МИЛЬТО, «БН»
Фото Сергея ЛОЗЮКА, «БН»
(Окончание следует.)