Минчанам не хватает права на город
Минску не удалось «переработать свое советское прошлое» в городском пространстве. К такому выводу пришли эксперты в ходе публичной дискуссии «Трансформации городского пространства в постсоциалистических странах», которая состоялась вечером 1 декабря в столичной галерее современного искусства «Ў».
Фото chusovitin.livejournal.com
По мнению представителя лаборатории критического урбанизма Европейского гуманитарного университета Анны Позняк, коллективное общественное сознание минчан воспринимает город частично, в рамках отдельных районов и их инфраструктуры, но не видит его в целом.
Именно поэтому, считает Позняк, акции за сохранение парков, дворов, магазинов, кусочков старого города не популярны и не массовы, а процесс джентрификации (трансформации рабочих или свободных центральных районов города в жилища для среднего класса и/или для коммерческого использования), естественный для многих европейских городов, для белорусской столицы малодоступен.
В качестве примера был приведен опыт Восточного Берлина. После падения Берлинской стены там осталось много пустых домов, жители которых переселились в западную часть города. Пустующие здания были заняты сквоттерами, которые организовали в них мастерские для художников, жилище для студентов и гражданских активистов. Постепенно в районах налаживалась инфраструктура, они становились модными, в результате цены на недвижимость там сильно возрастали и становились недоступными арт-сообществу. Арт-сообщество переезжало в другой бедный квартал, где этот процесс повторялся.
В Минске же превращение спального района в фешенебельный с подачи арт-сообщества — трудновыполнимая задача, так как все процессы строго контролируются государством ввиду вертикальной структуры власти, отметила Позняк.
Кроме того, белорусское культурное сообщество весьма разрозненно и столкнулось с проблемой отсутствия преемственности поколений. По мнению Позняк, для того, чтобы иметь «право на город», право голоса, креативному классу необходимо объединиться, причем не на виртуальной площадке в социальной сети, а в реальности.
Пока же ситуацию в Минске участники дискуссии оценивают так: «Есть город и есть люди — они по разные стороны баррикад».
Анна АФОНИНА