Подкова на счастье

Источник материала:  

Секреты настоящих джигитов и их удивительных скакунов

Яркие трюки, необыкновенные лошади с атласной шерстью, сверкающие огни цирковой феерии... Настоящая семейная династия джигитов приехала в Минск из Туркменистана в составе знаменитой группы “Галкыныш”, представляющей элитное конное шоу. На манеже главного белорусского цирка вместе с другими джигитами и артистками выступают братья Пыгы и Байрамдурды Байрамдурдыевы, а также 18-летний сын Пыгы — Сердар. Корреспонденты “НГ” встретились с представителями зарождающейся цирковой династии на арене и узнали, что происходит за кулисами и в чем секрет успеха уникального представления.

Элитные красавцы

Руководитель конноспортивной группы “Галкыныш” заслуженный деятель культуры Туркменистана Пыгы Байрамдурдыев объясняет: издавна конь для туркменских мужчин — и боевой соратник, и верный друг. Знаменитая порода ахалтекинцы была выведена более пяти тысяч лет назад. Конь этой породы даже украшает государственный флаг Туркменистана.

— Ахалтекинцы очень темпераментные, норов у них агрессивный, взрывной, — говорит собеседник. — Чтобы конь пустился в галоп, его не нужно бить, достаточно просто отпустить, дать свободу — и он летит! Дрессировать ахалтекинцев можно только лаской. Когда пытаешься заставить что-то делать силой, хоть убивай, конь этого не сделает.

Среди лошадей труппы также есть своеобразная семейственность: кони Аккуш и Алтыяб — братья по отцу. Всего на гастроли в Минск вместе с группой “Галкыныш” прилетели десять лошадей. Стоимость самой дорогой — два миллиона долларов. Кстати, ахалтекинцев в Туркменистане запрещено продавать за границу, поэтому белорусским детишкам посчастливилось увидеть действительно редкое зрелище.

За кулисами шоу

— Для подготовки к выступлениям мы выбираем трех-четырехлетних жеребцов, они должны быть сильными и выносливыми, — раскрывает профессиональные секреты руководитель конноспортивной группы. — Жеребцы подходят для этого лучше, чем лошади, хотя в моей практике был случай, когда одна лошадь выступала в цирке 25 лет! Это не конкур, не скачки, здесь совсем другие требования к лошадям. В некоторых номерах на одном жеребце исполняют трюки три и даже четыре джигита, поэтому для дрессировки берем самых мощных, хотя красавцы этой породы в принципе очень изящны и грациозны. Иногда бывают капризными, к примеру, когда мы приехали в Минск, они несколько дней не ели, наверное, привыкали к новой обстановке. Условия и для лошадей, и для людей в Минске созданы очень хорошие.

За цирковыми красавцами ухаживает много людей, всего из Туркменистана в белорусскую столицу приехало 29 человек. Лошадей кормят, моют, вычесывают и даже водят в солярий.

— Бывают ли какие-то казусы за кулисами, о которых зритель даже не догадывается? — допытываюсь у собеседника.

— Иногда уже пора выходить на манеж, а одна из лошадей начинает прихрамывать. Приходится срочно заменять ее другой.

— А они способны заменять друг друга?

— Конечно! В нашем шоу лошадь должна быть — огонь и человек — огонь! Этим мы и отличаемся от других.

Джигитовка с пеленок

Пыгы Байрамдурдыев с гордостью знакомит нас с сыном и шутит, что Сердар научился ездить верхом едва ли не раньше, чем ходить. Уже в два года малыш сам попросил посадить его на коня, с восьми участвует в выступлениях группы. Элитное конное шоу украшает все государственные праздники в Туркменистане, визиты важных зарубежных гостей в Ашгабад. Сегодня восемнадцатилетний Сердар — ведущий джигит циркового шоу, выполняет самые сложные трюки. Именно он держит флаг Туркменистана в одном из самых сложных номеров, когда пять джигитов выстраиваются в пирамиду на плечах друг у друга и делают круги почета вокруг арены.

Сам руководитель конноспортивной группы начал работать с цирковыми лошадьми уже в зрелом возрасте:

— У меня была хорошая физическая подготовка, занимался гимнастикой и единоборствами. После школы я учился в медицинском училище и случайно на утренней пробежке познакомился с одним из спортсменов, выступающих в группе знаменитых джигитов Аннаевых. Меня пригласили попробовать себя в цирке. В конце 80-х лихие наездники группы заслуженного артиста Туркменистана Батыра Аннаева уже были легендой цирка. Недолго подумав, я согласился.

— Насколько опасны ваши трюки?

— Когда мы подбираем людей в группу, смотрим, чтобы они были физически сильными, спортивными и не боялись лошадей. Остальное — это техника, которая разработана для каждого трюка. Риск, конечно, есть. Накануне выступления перед президентами Казахстана и Узбекистана, которые приезжали в Туркменистан с официальным визитом, во время генеральной репетиции моя лошадь поскользнулась и упала на барьер. Естественно, я тоже упал. На следующий день все же выступил в шоу перед главами государств, а потом выяснилось, что во время злосчастного падения я повредил позвоночник. Пришлось вставить титановую пластину.

Трагедия произошла из-за ненадежного покрытия переносного манежа. В минском цирке манежа даже два, и гостям очень понравилось, что проблем с репетициями не возникает. В белорусскую столицу туркменские артисты Байрамдурдыевы, правда, приехали не всей семьей. В Ашгабаде ждут родных жена Пыгы и его четырехлетняя младшая дочка. Лицо сурового джигита теплеет, когда он рассказывает о малышке. Не исключено, что она также продолжит семейное дело и станет со временем настоящей амазонкой, удивляющей зрителей в цирке необыкновенными трюками.

←Фокусники... за прилавком

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика