В Беларуси не знают, что делать с детьми
29.11.2012 10:46
—
Новости Общества

…Думаю, любая мама, воспитывающая хотя бы одного ребенка, знает, как долго можно наводить порядок в квартире после детских игр. О том, что малыши любят еще и пошалить, пожалуй, не надо никому рассказывать. Тогда как относиться к бардаку? Прощать, ругать, угрожать забрать детей? Пожалуй, на то должны быть другие, более веские основания. Что думают на этот счет белорусские эксперты?
Прокуратура: "Мы хотим добиться отделения мух от котлет - соблюдения прав ребенка и его родителей".
- Процедура изъятия ребенка из семьи прописана в законодательстве, - поясняет начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи Генпрокуратуры Республики Беларусь Дарья Лебедева. - По нашим наблюдениям, законодательство нуждается в совершенствовании. В ближайшее время прокуратура внесет свои предложения по этому поводу. Беспорядок и незаполненный холодильник, действительно, превратились в основание для изъятия. Но как определить этот фактор заполненности? В одних семьях продукты закупаются на неделю, другие живут по принципу "сел и съел". В ходе проверок нужно учиться не передергивать.
Есть вопросы и к иному ненадлежащему выполнению ряда обязанностей (когда не обеспечиваются законные права ребенка, когда ребенок совершает преступление в возрасте до 18 лет. Виновность не всегда учитывается в установлении неблагополучия. Мы намерены предлагать свое видение.
Что касается безопасности в СПЦ, обязанность администрации каждого учреждения, где находятся, тем более, живут дети, - обеспечить безопасность, хотя, конечно, все мы - люди и понимаем, что это реально далеко не всегда, поэтому несчастные случаи - не редкость. Лишь только в прокуратуру поступает жалоба, или просто нам становится известно о случившемся, начинается тщательная проверка. Любой конфликт в таких учреждениях становится объектом изучения на всех уровнях.
В Центре содействия розыску пропавших и эксплуатируемых детей МОО "Понимание": "Человек, поставленный в такие рамки, не способен к мотивационному труду".
- В последние годы в области социальной защиты наблюдается своеобразный "перекос" в плане финансов, - отмечает директор центра, бывший секретарь Комиссии по делам несовершеннолетних при Совете министров Беларуси Андрей Солодовников. - Понятно, что родители должны нести ответственность за своих детей. Однако, составляя нормы этой ответственности, не мешало бы учитывать факт того, что 80 процентов ответственных - женщины. В случае чего, 70 процентов своего заработка они должны оставлять на воспитание детей, работая на износ (надо же зарабатывать), практически без отпуска. С экс-министром МВД Владимиром Наумовым мы обсуждали снижение финансирования с 70 до 50 процентов…
Что касается детского вопроса, то надо сказать - далеко ни все специалисты знают нормативно-правовую базу. Любое действие со стороны должно исходить из интересов ребенка. Из лучших побуждений отобрать и поместить - проще всего, но нужно думать о последствиях. Одни дети воспринимают разлуку менее болезненно, для других - это травма.
В Представительстве Международного детского фонда Республики Беларусь: "Кодирование - не тот метод борьбы с алкоголизмом".
В этом убеждена директор представительства Ирина Миронова. По ее словам, во всем мире Анонимные алкоголики доказали свою эффективность, а у нас считают - чем быстрее, тем лучше. Надо помнить, что изъятие ребенка из семьи может быть профилактической мерой, чтобы хотя бы до некоторых мам и пап дошло: надо что-то менять. Однако, как показывает практика, люди вначале меняются (бросают пить, устраиваются на работу, делают ремонт), а потом, когда ребенка вернули, опять срываются. Для детей метание туда-сюда - огромный стресс.
Вообще, прежде чем начинать бороться, необходимо изучить тех, с кем работаешь. Сколько езжу по социальным приютам и спрашиваю у воспитателей, что произошло с родителями того или иного ребенка, ответ почти всегда один: алкоголизм, здесь у всех одно и тоже. Но так ли это? Что скрывается в причинах алкоголизма? Можно ли его побороть?.. А еще большинству из этих социально-неблагополучных семей их образ жизни кажется вполне нормальным - так могли всю жизнь прожить их родители, друзья и знакомые.
И вот представьте, вас все устраивает, вы лежите на диване - тут приходит проверка. Вас начинают отчитывать за грязный пол, пустой холодильник и так далее. Какой будет ваша реакция? Определенно - протест. Никто не прорабатывает с родителями вопросы, которые касаются изменения их жизни. Надо - и все! Этим "надо" ничего не добьешься.
Прежде, чем "наехать" на тех или иных родителей, нужно провести социальное расследование, только потом браться за работу.
Иначе, вот пример из жизни: в одном доме живут несколько неблагополучных семей. Вскладчину они покупают мороженую курицу, банки с горошком, кукурузой и прочую еду. Лишь только начинаются проверки - провизия курсирует по всем холодильникам. Родители находят выход из проблемы… На вопрос: "Почему не едите?" чаще всего можно услышать ответ: "Не привыкли". Если продолжить разговор и спросить; "А для чего тогда купили?", проследует ответ: "Вы сказали - мы купили!" Вот так-то…
Что делать?
На этот вопрос корреспондент OPEN.BY так и не получила толкового ответа. Возможно, это связано с тем, что у нас и в этой сфере - в самой важной сфере, которая касается наших детей - специалисты продолжают работать, живя каждый на своей планете. В Генпрокуратуре Беларуси настаивают на том, что нужно предлагать новые и новые меры борьбы, главное, чтобы они не были пустословием. Надо пробивать. Как отметила Дарья Лебедева: "Эссе на эту тему - одно, а конкретные предложения - совсем другое". Предложение об индивидуальном подходе к каждой семье в прокуратуре встретили несколько скептически, мол кто будет заниматься всей этой психологией, но потом привели пример официально зарегистрированных организаций, которые позиционируют в роли защитников интересов детей или семьи (около четырехсот на республику!). Если каждая из них возьмет под патронаж две-три семьи - ситуация может измениться. На вопрос о том, где брать деньги всем этим организациям на осуществление каких-либо программ и предложений, поможет ли им государство, как происходит, например, в Европе, в прокуратуре ответили, что даже если это не предусмотрено, пробить путь для реализации хорошей идеи всегда можно.
- А есть ли смысл существования такого огромного количества организаций, если реальная помощь исходит не ото всех?
- Мы сами задумались над этим вопросом, - отвечает Дарья Лебедева. - Что-то изменится.
...Пока эксперты ждут перемен, на конец III квартала текущего года, 1972 ребенка в Беларуси признаны нуждающимися в государственной защите.
Мария Войтович, OPEN.BY