Зацепинг: игра на выживание

Источник материала:  

Если жителей Индии ездить верхом на поездах, для надежности привязав себя к составу джутовым канатом, заставляет крайняя нужда, то белорусские подростки, которых периодически снимают с крыш и подножек работники железной дороги и метрополитена, вряд ли настолько бедны, чтобы, имея навороченные смартфоны и фирменные «адидасы», не найти денег на электричку.

Что вынуждает ребят из благополучных семей преодолевать километры пути, прицепившись к поезду, – подростковые комплексы, жажда славы или, может быть, банальная скука? И что делать родителям, если они заподозрили, что их любимое чадо стало «зацепером»? На эти вопросы попыталась ответить корреспондент «Знаменки».

«Однокурсницы моего хобби не оценили: сказали, что дурак»

Зацепинг: игра на выживаниеЗацеперы – народ неконтактный: никаких личных встреч, никаких фамилий, никаких фотографий. В результате из нескольких десятков экстремалов, которых мне удалось обнаружить на просторах Всемирной сети, побеседовать согласился только один – 18-летний Андрей из Гродно, на счету которого – около 30 «оседланных» составов.

«До поступления в университет я жил в небольшом городе районного подчинения, где вся жизнь сосредотачивалась в двух местах: вокруг местного рынка и железнодорожного вокзала, – рассказывает Андрей. – На базар мы с ребятами не ходили, разве что за чебуреками, поэтому нам приходилось искать развлечения возле путей. Вначале мы просто забирались на железнодорожный мост, плевали на крыши поездов, считали вагоны, пока однажды не увидели, как знакомые ребята цепляются к товарнякам, когда те, подъезжая к станции, сбрасывают скорость. Мы решили попробовать тоже, оказалось совсем не страшно – едешь себе с ветерком, держишься за подножку.

На протяжении нескольких лет мы периодически этим забавлялись: говорят, что некоторым зацеперам ноги отрывает, но у нас ничего серьезнее вывихов и порванных джинсов не было. Правда, в последние годы мне было не до этого: готовился к поступлению, ходил к репетиторам. А когда стал студентом, вдруг увидел по телевизору сюжет о зацеперах и вспомнил: я ведь тоже когда-то так умел! Так я снова стал ходить на железную дорогу – на этот раз уже на гродненскую. Один раз даже позвал с собой двух однокурсниц, чтобы посмотрели, что такое настоящий зацепинг, но они моих умений не оценили – сказали, что дурак.

Родители о моем увлечении не догадываются: правда, однажды мама нашла в кармане куртки вымазанные мазутом перчатки, но я выкрутился – сказал, что помогал другу ремонтировать мотоцикл. Что бы стало, если бы они узнали? Мама бы, наверное, плакала, а отец мог бы и отлупить…».

На вопрос о том, не хотел ли бы Андрей повторить подвиг 15-летнего минчанина, который пару недель назад буквально взорвал интернет, выложив в сеть видео, как он, прицепившись к последнему вагону в метро, гордо проехал от «Пушкинской» до «Молодежной», мой собеседник отвечает отрицательно. «Проехаться «зайцем» в метро я бы, наверное, не рискнул: скорость слишком большая, да и не видно ничего. А вообще, большинство экстремалов никогда не станут выкладывать в сеть видео своих зацепов, потому что прекрасно знают, что за этим последует штраф, и немаленький. Насколько я слышал, тому парню из метро впаяли больше двух миллионов – это как четыре моих стипендии…»

«Случай в минском метро – не единичный, просто большинство зацеперов не афишируют свои подвиги»

Мой собеседник – студент университета, парень, который прославился благодаря своей поездке в метро – ученик одной из столичных гимназий… Так что же заставляет вполне благополучных ребят, которые неплохо учатся и не стоят на учете в милиции, так бездарно рисковать своей жизнью? Или зацепинг действительно ничуть не опаснее поездки на «американских горках»?

– Зацепинг – одно из самых опасных экстремальных развлечений из ныне существующих, – считает Зацепинг: игра на выживаниеначальник пресс-службы ГУВД Мингорисполкома Александр Ластовский. – К сожалению, случай с 15-летним гимназистом, который проехал станцию метро, прицепившись к последнему вагону, не единичный, просто большинство экстремалов стараются не афишировать свои подвиги. К примеру, пару дней назад по сводке прошла информация о парне, который ехал на пригородном поезде на сцепке вагона и, обнаружив, что его заметили, неудачно спрыгнул на насыпь, серьезно повредившись. А сколько случаев было в московском метро, когда после таких поездок молодые ребята лишались ног, а нередко – и жизни… Зацепинг в метрополитене особенно опасен: кромешная темнота, большая скорость, вибрация состава – все эти факторы увеличивают риск оказаться на рельсах. Поэтому, если, стоя на платформе или на железнодорожной станции, вы вдруг заметили такого горе-экстремала, немедленно сообщите дежурному, сотрудникам милиции или хотя бы контролерам. Возможно, так вы спасете чью-то жизнь.

Подростки цепляются к поездам, потому что им не хватает внимания родителей?

– Невозможно назвать одну-единственную причину, которая заставляет ребят цепляться к вагонам, – рассуждает начальник психологической службы Белгосуниверситета, практический психолог высшей категории Руслан Попок. – Чаще всего это целый коктейль – здесь и желаниесамоутвердиться, и потребность в адреналине, и желание принадлежать к некой элитарной группе, мол, никто так не может, Зацепинг: игра на выживаниеа я могу. Не последнюю роль играет и недостаток родительского внимания: кстати, того самого 
15-летнего гимназиста, который наделал шуму в интернете, воспитывает одна бабушка – и это многое объясняет.

Как быть, если вы заподозрили, что ваше чадо ездит «зайцем» на железнодорожных составах? Как бы вам ни хотелось задать ему хорошую трепку, все же постарайтесь не выступать резко против его хобби, ведь это может вызвать еще большее сопротивление – подростку кажется, что вы посягаете не на его увлечение, а на его самостоятельность, возможность самому выбирать, чем заняться в свободное время. Лучше спокойно объясните, почему это опасно, признайтесь, что сильно переживаете. Как вариант – предложите подростку заняться профессиональным спортом, чтобы он мог компенсировать недостаток адреналина без риска для жизни.

Глас народа

«Подростки цепляются к электричкам, потому что у них нет денег на прыжок с парашютом»

Собирая информацию для материала, корреспонденты «Знаменки» завели на одном из популярных белорусских форумов специальную тему, где попросили интернет-пользователей рассказать о своем отношении к зацеперам и их рисковому хобби. И вот какие ответы мы получили.

Агент_007: На месте властей я бы всерьез задумался о том, чтобы вернуть студентам льготный проезд в поездах и электричках. Ведь как оно обычно бывает: стипендию спустил, а домой хочется – вот наш герой и лезет на крышу подальше от контролеров. Поверьте: девяносто процентов так называемых зацеперов охотно бы поехали в вагоне, имей они возможность купить билет.

WEIRD: Как по мне, всех таких товарищей нужно отправлять в армию – там они будут получать свою дозу экстрима хоть каждый день!

Юрвар: Проблема в том, что любой экстремальный вид спорта, который мог бы удовлетворить юношескую потребность в адреналине, требует дорогой экипировки. Но так как у большинства белорусских школьников нет лишнего миллиона, чтобы прыгнуть с парашютом, вот они и цепляются к электричкам, сигают на веревке с мостов, лазают по канализационным трубам. Мой вам бесплатный совет: снизьте в три раза цены на аренду сноубордов, скалодромов, гоночных картов – и зацеперов у нас заметно поубавится.

Виктория КРУПЕНЬКОВА, «ЗН» 

←Канадец предлагает награду за помощь в поиске новой работы

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика