Правительство Мясниковича против чернила и Лукашенко?
Производство и реализация плодово-ягодных ОРДИНАРНЫХ вин в Беларуси будут прекращены с 1 января 2013 года. Об этом заявил премьер-министр Михаил Мясникович, открывая 21 ноября в Колядичах торгово-логистический центр РУП «Минск Кристалл», пишет БелаПАН.
Он сообщил, что вопрос о запрете реализации плодово-ягодных вин рассматривался накануне на заседании президиума Совета министров. «Мы приняли решение, что этих вин с 1 января 2013 года не будет в продаже и в производстве», — сказал Мясникович.
В то же время, по его словам, останутся плодово-ягодные вина УЛУЧШЕННОГО КАЧЕСТВА, а также вина марочного класса.
Как отметил премьер, эти вина практически не уступают виноградным, в которых основным сырьем являются импортируемые виноматериалы. «Поэтому это производство, его качество будет обеспечиваться на должном уровне. Мы полагаем, что этих мер достаточно, а что касается введения особых ограничений, то они у нас прописаны в нормативно-правовых актах, соответствующих указах президента и законодательстве», — сказал Мясникович.
Он также рассказал, что на рассмотрение Палаты представителей внесено предложение наделить местные власти правом вводить ограничения на реализацию плодово-ягодных вин.
Белорусским предприятиям, отметил премьер, нужно будет перепрофилироваться на производство плодово-ягодных вин улучшенного качества. «Халтуры не будет. Рассчитывать на получение быстрых денег также не стоит — работать нужно, производя качественную продукцию», —подчеркнул он.
Как сообщила БелаПАН пресс-секретарь концерна «Белгоспищепром» Елена Кравец, в настоящее время в Беларуси выпуском плодовых вин занимается 48 предприятий. Из них 22 — организации коммунальной формы собственности, 8 — входят в состав концерна «Белгоспищепром», 6 — «Белкоопсоюза», 2 — Минсельзохпрода, 1 — Академии наук, 1 — Минтранса, еще 8 — не имеют ведомственной подчиненности.
Позиция «Белгоспищеропма» по вопросу плодово-ягодных вин была озвучена еще летом и осталась неизменной, отметила Кравец. «Наш концерн считает, что этих предприятий должно быть меньше, а производство плодовых вин должно быть сосредоточено на специализированных предприятиях. Тогда назывались Пинский, Гомельский, Слонимский винодельческие заводы, Толочинский консервный завод, Бобруйский завод напитков. У них сильная материальная база, хорошие оборудование и специалисты», — поведала Кравец.
По ее информации, из года в год производство плодово-ягодных вин снижается. Так, если в 2005 году их производилось 22,1 млн. дал, то в 2011 году — 17,4 млн. дал (86,5% к уровню 2010 года). «При этом выпуск низкосортных, то есть ординарных, вин, за которые нас все и ругают, сокращен почти в 4 раза», — подчеркнула пресс-секретарь.
Она подтвердила информацию о том, что с 1 января 2013 года ординарные плодово-ягодные вина не будут производиться вообще.
«Сокращение плодового виноделия связано с тем, что появились запреты, а также с тем, что неоднократно повышались ставки акцизного налога, что привело к росту розничных цен, — сказала Кравец. — По данным на 19 октября нынешнего года, запреты и ограничения сохранились всего в 15-ти районах. Запреты действуют в восьми районах, ограничения — в семи», — сообщила пресс-секретарь.
Вопрос о полном прекращении производства плодово-ягодных вин не рассматривается. «С 2006 года на наш рынок поставляются вина плодовые, которые вырабатываются только по классической технологии путем сбраживания свежеотжатого плодово-ягодного сырья. У всех производителей имеются собственные мощности по переработке сырья. Учитывая богатый природный ресурс страны, с 2011 года в производстве используются только местные плоды и ягоды», — сказала Кравец.
По ее словам, приняты меры по улучшению внешнего вида этих вин — с июня 2012 года запрещена укупорка вин плодовых старыми примитивными видами колпачков, все заводы перешли на укупорку корковой и пластмассовой пробками.
Кроме того, с 2014 года все заводы должны перейти на бутылку 0,75 литра европейского образца, но многие сделали это уже сейчас, уточнила представитель «Белгоспищепрома».
«У нас уже давно разработаны технологии и организовано производство более качественных вин. Это вина специальной технологии, марочные вина, а также вина фруктово-ягодные натуральные, в которые вообще не добавляется этиловый спирт, — сказала Кравец. — Если мы в республике убьем плодовое виноделие, то это приведет к банкротству винодельческих организаций и росту оборота фальсифицированных алкогольных напитков и развитию самогоноварения».
Напомним, 15 ноября Александр Лукашенко на совещании по вопросу реформирования МВД скептически высказался относительно планируемого запрета на продажу в Минске крепленых плодово-ягодных вин.
Эксперимент в столице планировалось провести с 1 декабря 2012 года до 1 февраля 2013 года.
«Эти запреты ничего толкового не дадут. Соберитесь и серьезно подумайте над тем, к чему это может привести. Запретительными методами мы ничего не сделаем», — заявил Лукашенко.
«Исправительные лечебно-трудовые профилактории, медвытрезвители — надо серьезно посмотреть на эту систему, где надо — воссоздать, где не надо — ликвидировать. Разумно подойти. У нас это проблема. И надо, может быть, этими путями бороться», — добавил глава государства.
21 ноября пресс-служба Мингорисполкома сообщила об отмене планируемого эксперимента по запрету реализации плодовых крепленых вин.
Между тем, правоохранительные органы отмечают эффективность подобных мероприятий.
Эксперименты по ограничению и запрету продажи плодово-ягодных крепленых вин проводились с начала этого года в ряде районов Беларуси по инициативе Минздрава, МВД и МЧС. На пресс-конференции 19 октября зaмнaчaльникa упрaвлeния прoфилaктики глaвнoгo упрaвлeния oxрaны прaвoпoрядкa и прoфилaктики милиции oбщeствeннoй бeзoпaснoсти МВД Бeлaруси Сeргeй Крaсуцкий заявил: такие экспeримeнты имeют кoлoссaльный эффeкт: в частности, резко вниз пошли показатели преступности, несчастных случаев и травматизма.
Татьяна КОРОВЕНКОВА