Клаксоны под марш Мендельсона

Источник материала:  

Кому в Волковыске “горьки” звуки свадебных кортежей?

Повод, по которому корреспондент “НГ” отправилась в командировку, может быть, кому-то покажется несерьезным и даже анекдотичным. Представьте себе, в одном из крупных райцентров страны молодожены после торжественной церемонии бракосочетания совершают на автомобилях три круга почета по площади, при этом беспрерывно сигналят. Казалось бы, что странного? Праздник же у людей. Но некоторые жители окрестных домов, в большинстве своем люди пожилые, не желают радоваться звукам свадебных кортежей, поэтому и начали работу по “наведению тишины” в центре города. Заявления с просьбой разобраться и навести порядок посыпались в местный загс, ГАИ, райисполком... В общем, все это было бы почти смешно, когда бы не было так серьезно. Не найдя управы на сигналящих молодоженов на месте, недовольные старики стали писать в Гродно и наконец в Минск. Письмо, которое пришло в редакцию “НГ” от пенсионеров, было, если можно так сказать, возмущенным криком о помощи. Корреспондент “НГ” отправилась в Волковыск: согласитесь, ситуация того требовала.

Дважды молодым не бывать

Пятиэтажка в центре города. Площадь, где происходит “торжественный объезд с какофонией”, и вправду совсем близко. Но все равно проблема не кажется такой вопиющей: ведь клаксоны-то звучат не постоянно, а только по выходным, да и то не каждую минуту...

— Это вам ничего, а я каждые выходные пью успокоительное! — говорит 82-летняя Маргарита Павловна Стовбунчик, которая написала письмо в редакцию. — Это губительно сказывается на нашей нервной системе.

Немного успокоившись, бабушка начинает рассказывать о своем житье-бытье. А оно, как и у всех людей ее поколения, нелегкое было. Всю жизнь проработала агрономом в местном хозяйстве. По двенадцать световых часов в поле проводила, а света белого за работой не видела. Троих детей вырастила. Теперь единственное развлечение — это телевизор. Да еще в гости зайти к соседу, 88-летнему Николаю Ивановичу Лихацевичу. Он с соседкой в претензиях к свадебному веселью абсолютно солидарен: 

— Столько в жизни натерпелись! Хотя бы сейчас хочется тишины и покоя. Так нет же, как выходные — машины гудят и сигналят! Если б хоть у сигналов более приятная мелодия была, уже было бы легче!

— Вы не подумайте, человек я в общем-то жизнерадостный, люблю юмор, — как бы оправдывается Маргарита Павловна. — И хобби у меня было — многим на радость. Ходила в местный хор, еще танцевала цыганочку на районных праздниках. Но как случился микроинсульт, врачи запретили. Покоя хочется и тишины... 

— А когда вы женились, разве не веселились, не вешали на лошадей бомы, не играла музыка? — пытаюсь настроить обиженных стариков на мажорный лад.

— Конечно, нет, — отвечают чуть ли не в один голос баба Рита и дед Николай. —Даже обручальные кольца купить было не на что. Праздновать — не праздновали. Да и нарядов у нас никах не было. Если жених работал в колхозе, ему могли грузовую машину выписать, чтобы за невестой в соседнюю деревню съездил. А тут на каждой свадьбе — по десять-пятнадцать машин, и все сигналят!

— Так радоваться надо, что жизнь стала лучше, что молодожены так богато свадьбу отмечают! — пытаюсь еще раз настроить собеседников на позитив.
Но авторы письма стоят на своем: будем писать и дальше, будем добиваться своего, пока “не наведут тишину”.

Нужно много терпения, чтобы научиться терпению

В общем, ситуация. На одной стороне — несколько усталых больных стариков, которые достойны уважения и внимания хотя бы потому, что прожили нелегкую жизнь (тот же Николай Иванович прошел ад фашистского концлагеря). На другой — люди, у которых главный в жизни праздник, и вмешиваться в него совсем не с руки, тем более традиция сигналить по сути своей безобидная — не стреляют же, не дай бог. Местная власть пытается решить вопрос миром, но, как видно, не очень это получается...

Председатель Волковысского районного исполнительного комитета Михаил Ситько в курсе проблемы: страсти-то совсем недалеко от райисполкома разгораются.

— Когда узнали о недовольстве пожилых людей свадебными клаксонами, пригласили их в райисполком на беседу, — рассказывает глава района. — Попросили быть более терпимыми и рассудительными. Посвятили в планы, что вскоре, возможно, по инвестиционному проекту в Волковыске начнется строительство здания загса. По плану он будет возведен в районе, отдаленном от самого центра. К слову, сейчас последняя регистрация брака совершается не позднее 16.30. В это время еще никто не спит. У нас сорок три тысячи человек живет. Получается, если пойти навстречу нескольким пенсионерам, то затронем интересы большинства, ведь традиция в городе прижилась.

А даже если допустить, что райисполком примет решение традицию ликвидировать — как это будет выглядеть на практике? На пути свадебных кортежей будут ставить милицейские заслоны и составлять протоколы, выписывать штрафы? Кстати, это не смешно, а вполне реально: ведь согласно правилам ПДД подача звукового сигнала без опасности аварийной ситуации в населенном пункте запрещена. За это нарушение Административным кодексом предусмотрено наказание в размере трех базовых величин...

Но ведь тогда комедия превратится в фарс... В ГАИ Волковыска это понимают: проводят профилактическую работу, дежурят на площади по “свадебным” дням, напоминают о правилах ПДД через местную прессу, но не решаются штрафовать нарушителей.

— Это давняя традиция, — говорит начальник ГАИ Волковысского РОВД Славомир Маркевич. — Не мы ее придумали, не нам ее и ломать. А тем, кому уж очень мешает свадебный шум в центре, можно посоветовать плотнее закрыть форточки...

А место, вокруг которого объезжают молодожены, действительно привлекает внимание. Регистрации брака проходят в районном Доме культуры, находящемся как раз в центре города. Рядом красивый фонтан, а также символ города — скульптура волка, подержавшись за нос которого, можно загадать желание. Единственная достопримечательность, овеянная свадебными легендами, — это мост “замков верности” через реку Волковыя. Он расположен поодаль от площади. Для того чтобы “отвлечь” молодоженов от свадебных ритуалов в центре, местный завод наладил производство замков в виде сердца. Розовые, красные, золотые замочки можно приобрести в магазинах города, а можно сделать и на заказ. Услуга пользуется популярностью. Да вот только “отвадить” этим молодоженов от традиции сигналить в центре все же не удалось...

Начальник Волковысского загса Лилия Лис тоже признает, что вопрос из разряда нерешаемых:

— Мы просим молодоженов не сигналить на площади после выхода из загса, — рассказывает она. — Кто-то прислушивается к нашим словам, а кто-то просто не обращает на эти просьбы внимания. К тому же водителей кортежей молодые зачастую видят впервые в жизни, так как те “возят свадьбы” по заказу. И если кого-то из молодежи удается уговорить не сигналить, то сложно что-то объяснить уже их родителям, традиция-то не вчера родилась, вот и получается: как это, мы женились, нам сигналили, а детям не посигналят?

“Не так шкода, як невыгода”

Жалобы жителей домов на улицах Советской, Карла Маркса, кстати, поддержали далеко не все пожилые люди Волковыска. К примеру, пенсионерка Зинаида Михайловна считает, что прежде всего нужно радоваться чужому счастью, свадьбе нужно петь и плясать. “Советую не ворчать, а желать молодым семьям мира и любви на долгие годы”, — говорит она.

— Нужно уметь радоваться чужому счастью, — говорит и председатель районной организации Красного Креста Тамара Худинская. — Есть люди, которые живут в домах, построенных возле кладбищ. Они ведь не жалуются. А тут парадокс: живут рядом с загсом и сетуют на то, что создаются новые семьи. Не думаю, что что-то нужно в нашем городе переделывать. А пожилым людям советую найти для себя хорошее увлечение, переключить внимание на что-нибудь другое.

Молодежь, так та вообще не понимает, о чем речь. Татьяна и Юрий недавно подали заявление в загс, скоро у них свадьба. На вопрос, будет ли сигналить их свадебный кортеж, хором ответили: “Конечно!”. А на мою реплику о том, что клаксоны могут нарушать чей-то покой, Татьяна удивленно спросила: “А как радость может кому-то помешать?”.

 Услышать и понять

Эта совершенно нетипичная  коллизия в Волковыске дала повод задуматься о столкновении интересов разных поколений. Не виноваты люди преклонного возраста, что получили квартиру в 50—60-х годах прошлого столетия, когда понятия “спальный район” еще не существовало. И повлиять на нынешние представления молодежи о красоте проблематично. Ведь и молодым хочется, чтобы все было, как у людей, тем более что, пожалуй, в каждом уголке страны свадьба, отъезжая от родительского дома, от загса, вовсю сигналит. И соседи не возмущаются — радуются с молодыми, любуются ими, сами молодеют душой. Стоит ли тратить время и остатки здоровья на переписку с разными инстанциями? Может, лучше выглянуть в окно или выйти на улицу и полюбоваться на платье невесты, на испуганно-счастливое лицо жениха, вспомнить свои ощущения этого радостного дня? И в мыслях пожелать молодым счастья  и достатка — ведь следующие поколения, наши внуки, должны жить лучше, чем мы, правда?
В ту пятницу, когда я приехала в Волковыск, всего два свадебных кортежа проехали по центру города со звуковыми сигналами. Лично мне это не показалось правонарушением. Может быть, потому, что я не живу на центральной площади и не слышу свадебные клаксоны каждые выходные? Или просто потому, что я намного моложе автора возмущенного письма?
Вечный конфликт поколений, разрешить который, как показывает история, может только взаимное умение слышать, слушать и понимать другую сторону.

E-mail: Mara-84@tut.by

P.S. А как вы, уважаемые читатели, предложили бы разрешить проблему?

←Чем и почем кормят в студенческих столовых?

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика