«Зеленая улица» для Таможенного союза

Источник материала:  
Инициатором проведения в этих городах выездных «круглых столов» на тему «Таможенный союз: практическое измерение», как мы уже сообщали, выступил международный комитет Совета Федерации РФ при поддержке государственного секретаря Союзного государства Беларуси и России Григория РАПОТЫ.

Проблема изучалась во время автобусного «марш-броска» Москва—Смоленск—Минск—Брест по трассе М-1 (по ней в РФ поступает 30 процентов импорта, ввозимого автотранспортом). Напомним, что в последнее время ответственности и нагрузки у таможенников на внешних границах ТС прибавилось. Растет грузопоток, вводятся новые правила контроля. Коллегия Евразийской экономической комиссии внесла существенные изменения в оформление единой формы документа, подтверждающего безопасность продукции. Подверглось новой редакции и положение о порядке государственного санитарно-эпидемиологического надзора за товарами, лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу. Подготовлен проект изменений в действующий Таможенный кодекс ТС. Предусмотрено около 370 поправок. Документ направлен в правительства Беларуси, России и Казахстана для ознакомления и согласования. Скорее всего, он вступит в силу с 1 января 2013 года. ЕЭК планирует ввести и единые меры ответственности за нарушения таможенного законодательства.

При обсуждении проблемы 8 ноября в Смоленске заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов отметил, что функция контроля грузовых автоперевозок в основном выполняется таможенными органами. В соответствии с соглашением между РФ и Беларусью в 2011 году транспортный контроль с границы двух стран был перенесен на внешнюю границу Таможенного союза. Именно здесь часто выявляются упущения. За 10 месяцев 2012 года на контрольных пунктах Смоленской области проверено 174 тысячи транспортных средств (двигавшихся со стороны Беларуси) и выявлено более 57 тысяч нарушений. Это несоблюдение режима труда и отдыха водителей грузовых фур, отсутствие у перевозчиков разрешения на проезд по территории РФ (в текущем году выявлено более 2,5 тысячи таких фактов), превышение весовых параметров.

И все же, по мнению заместителя главы Минтранса РФ, между тем, что было в начале (когда транспортный контроль перенесли на внешний контур ТС), и тем, какая ситуация сегодня, достаточно большая разница. Наметилась тенденция к лучшему. Нужно закрепить и развить ее.

Именно на это и был нацелен конструктивный разговор, состоявшийся на следующий день в Минске. Вместе с российскими и казахскими коллегами в обсуждении проблемы приняли участие белорусские парламентарии, представители таможенных и пограничных служб.

— В формировании единого экономического пространства может быть востребован опыт, наработанный в таможенном деле Союзным государством Беларуси и России, — подчеркнул на заседании «круглого стола» в Минске Григорий Рапота. — Нами реализовано 4 программы в сфере таможенного регулирования. Две из них — по инфраструктурным проектам. Третья программа была посвящена созданию единой информационной системы, еще одна направлена на совершенствование информационных технологий. В результате на 10 процентов произошло сокращение количества деклараций, отобранных для досмотра товаров с использованием системы анализа риска, на 20 процентов уменьшилось среднее время основного таможенного оформления. Нами уже подготовлен проект бюджета Союзного государства на 2013 год, который составит 5 миллиардов российских рублей. Половина средств пойдет на выполнение союзных программ, которых насчитывается тринадцать. Ряд из них направлен на совершенствование технических средств, которые будут использованы и на таможне.

По мнению начальника главка Федеральной таможенной службы России Владимира Ивина, единый межгосударственный портал приема информации для ускорения взаимного информирования таможенных органов по транзиту нужен и Таможенному союзу. Случается, что водитель видит очередь на одном из пропускных пунктов и может принять решение выбрать другой. На данный момент для этого необходимо потратить дополнительное время на пересылку документов на груз. Сейчас информацию надо подавать на границу, через которую ввозится груз, но форматы у таможен трех стран разные. Единый портал поможет избежать этой ситуации и сэкономить время.

Участники «круглого стола» сошлись во мнении, что решение проблемы продвижения транзитных грузов упирается не только в таможенников. Есть вопросы, которыми должны заняться транспортники и сами владельцы грузов. Существуют и законодательные проблемы, считает член Комитета по природопользованию и развитию сельских территорий Парламента Республики Казахстан Кожахмет Баймаханов:

— Маркировка молочных продуктов в России предлагает применять термин «молочный напиток» к продукту, полученному из сухого молока, в то же время в Казахстане нет такого термина, но есть «восстановленное молоко». С этой путаницей необходимо разбираться.

По завершении «марш-броска» Москва—Смоленск—Минск—Брест министр по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии Владимир Гошин предложил сделать в Москве расширенную презентацию его итогов.

Олег КАМИНСКИЙ, «БН»

←Священники сыграют в футбол

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика