Размер имеет значение
Сцена в торговом центре Гомеля. Особа средних лет, размер где–то 60–й, почти на грани срыва. Завтра, слышу, у нее непредвиденное деловое торжество. Нужен приличный костюм. Не «бабский», как она говорит дрожащим голосом. А вот такой же, что висит рядом, — «на худенькую». Но только ее размера. Девчонки–продавцы вращаются как белки. Но что они могут, если в ассортименте всего две модели и явно не те, которые покупательница хочет на себе видеть.
Вспомнилась мне тут же эпопея шестилетней давности. Тогда тема больших размеров обсуждалась широко и живо. На всю страну. Фактурные люди вызывали искреннее сочувствие. Куда ни глянь, нет на них одежды. В магазинах — практически по нулям. Если и повезет, то обычно рисунка и фасона «что было — то надел». На рынке у частников тоже шаром покати. С одной стороны, вроде сильный стимул сбросить лишний десяток кило. А с другой — на борьбу с весом тоже требуется время. Разные бывают обстоятельства. И это время нужно в чем–то ходить.
Тогда витавшая в воздухе коммерческая идея отдавалась даром в хорошие руки. Мол, вот она — ниша. Подхватывай, развивай... Тем более что во всем мире, как ни крути, есть тенденция к росту массы тела. И нам ее не обойти. Достаточно взглянуть на улицы родных городов.
И что же? Снимаю шляпу перед предпринимателями — мигом спрос ухватили, идею развили. В Минске, областных центрах, во всяком случае, сегодня хватает частных магазинов для больших людей. Заглядываю в один из таких. Вполне прилично. От 50–го до 70–го размера. Есть очень стильные варианты. Ради интереса переспрашиваю у продавца: откуда одежда? Та готова рекламировать: Китай очень качественно шьет для Польши. Присматриваюсь к ценникам. Стоят вещички, конечно, недешево. Но они есть. Можно купить. А что делать?
Ответ на этот вопрос, в принципе, можно было бы поискать в некогда государственных крупных магазинах, где и сегодня максимально представлена белорусская одежда. Пройтись вдоль рядов. Найти золотую середину — хорошее качество и доступная цена. Мысленной покупкой порадовать себя и поддержать нашего производителя. Так и собиралась сделать в интересах исследования. Но тут на глаза мне попали результаты мониторинга крупных торговых центров Гомеля, проведенного в сентябре и октябре. Судя по нему, полным людям делать там особо нечего.
Пример — два гомельских универмага. Одежда белорусского производства для дам только до 60–го размера. Для сильного пола — до 62–го. Да и то, что предлагают, малочисленно, ассортимент крайне узкий, модели можно пересчитать по пальцам одной руки. К слову, та же история с одеждой для будущих мам. В «укрупненном» состоянии им трудно подобрать в магазинах что–нибудь свое, родное. Все пути ведут к импорту и частнику.
Мне непонятно, почему так. Начинаю обзванивать руководителей торговых предприятий. Те вины с себя не снимают. Может, и нерасторопны в работе с «полным клиентом». Может, и не всегда ассортимент разнообразен. И осторожно добавляют: а где ассортимент взять? Сегодня в стране работают более 300 производителей швейных и трикотажных изделий, и лишь считанные (ООО «Пан Мод», ЗАО «КИС», ОАО «Белкредо», ЗАО «Калинка», ООО «Ареола», ООО «Аверстиль», ОАО «Коминтерн») выпускают крупными партиями одежду больше 62–го размера. Хотя в последние годы, участвуя в республиканских ярмарках, торговля неустанно подает «свежую» идею: готовы брать интересную крупноразмерную одежду для полных и дам в интересном положении. Спрос есть.
Чем глубже в проблему, тем ясности больше. Чтобы швейникам освоить новую «линейку», нужны финансовые вливания. За каждым направлением стоят современное оборудование и технологии. Без модернизации с накатанной колеи свернуть трудно. Кто тут будет спорить?
Вот и я не буду. Разве что поделюсь последним наблюдением. Вот так общаясь, в одной из торговых организаций увидела на столе русскоязычный каталог одежды для полных. Обрадовалась: наконец–то. Но, оказалось, не наш то печатный продукт. А предприятий близкой страны–соседки. Недавно выпустили и активно предлагают свои услуги оптом. Хотя еще пару лет назад на рынке крупной одежды они замечены не были.
Кому и какие делать выводы? Тому, кто продает, или все же тому, кто шьет?
Автор публикации: Виолетта ДРАЛЮК