Историческая наука в Беларуси не может быть объективной?
Традиционно в канун годовщины дня Октябрьской революции в бывших странах СССР обостряется риторика вокруг этого события и его последствий, обсуждаются ключевые личности того периода. Этот год не стал исключением.
Свое отношение ко дню Октябрьской революции высказал и белорусский официальный лидер Александр Лукашенко. Он отметил, что многие идеи и лозунги Октября лежат в основе нынешней политики Беларуси. «Седьмого ноября мы празднуем день Октябрьской революции. Мне приемлемы все идеи, с которыми революционеры шли к народу. Тогда они шли с хорошими идеями: земля — крестьянам, фабрики — рабочим, наведение порядка, спасение страны и т.д. Ни одного плохого лозунга не было. И под этими лозунгами революция победила», — заявил Лукашенко.
По поводу того, почему в большинстве постсоветских стран этот день на государственном уровне больше не отмечают (в России, к примеру, 7 ноября теперь День согласия и примирения), Александр Лукашенко сказал: «В свое время духу не хватило. Был шквал критики, что революция принесла беды, убила людей. Так убили потом. Мы говорим об идеях. Эти негативные процессы, когда убивали людей и вообще отошли от идей, декларировавшихся в канун революции, — это было неправильно, но это было потом, и мы это осуждаем. Но нельзя в связи с этим хаять то, что было в 17-м году, и вообще пускать под нож те хорошие идеи, с которыми Ленин и его команда шли на эту революцию».
Этими «хорошими идеями» до сих пор пропитано все белорусское общество, в том числе школьное образование, в частности, учебники истории. Доктор философских наук, профессор, член Коммунистической партии Беларуси Павел Кикель высказал мнение, что учебники по истории должны формировать у подрастающего поколения образ белорусского народа-победителя. Ученый считает, что советский период истории Беларуси требует более объективного отражения в учебниках по истории без смещения акцентов только на негатив.
«За неполные 30 лет с момента своего образования БССР достигла значимых высот в социально-экономическом развитии, выступила в качестве одного из учредителей ООН в знак признания заслуг в борьбе с фашизмом. Мы — народ-победитель, и с помощью учебников истории у подрастающего поколения нужно формировать образ белоруса-победителя. Победителя в хорошем смысле слова, который делает добро для всех», — цитирует Кикеля БЕЛТА.
КПБ сформировала комиссию, которая регулярно проводит мониторинг содержания учебников по истории: «В нашей комиссии ветераны, представители Союза офицеров, профсоюзов — около 100 человек, кандидаты, доктора исторических наук. Мы указываем на недостатки, не навязывая при этом своего мнения, и Минобразования идет навстречу. Сравнивания результаты мониторинга трехлетней давности и того, что мы провели в этом году, могу сказать, что наши историки стали более объективны, терпимы и внимательны к советскому периоду истории».
Говоря о том, как, на его взгляд, нужно оценивать деятельность Ленина, Сталина и других ключевых фигур советского периода, Павел Кикель подчеркнул, что история требует объективного, научно обоснованного подхода к изложению фактов, а не субъективных мнений. Иначе говоря, пояснил ученый, необходимо указывать и позитивные, и негативные аспекты: «Ленин в 90-е годы по рейтингу ООН был политик, ученый № 1. Он человечеству подарил объективную истину о том, что общество должно развиваться только на основе научных принципов. Сейчас про него никто не говорит».
Однако в Беларуси о вожде мирового пролетариата говорят и сегодня, причем с самых высоких трибун. Советское наследие — один из основных конструктов нынешней власти. Это наследие бережно сохраняется и подпитывается. В том числе через школьные программы.
Философ Татьяна Островская в исследовании «Генеалогия исторической памяти белорусов в контексте образовательных практик», проведенном в 2010 году, сделала вывод, что в течение последних 19 лет в отечественных учебниках по истории Беларуси осталось неизменным только описание истории Великой Отечественной войны. Все остальные периоды выглядят по-иному. XX век предстает перед школьниками без героев с большой буквы, но в современных учебниках по истории Беларуси популярным становится образ жесткого, но эффективного исторического деятеля.
Роль Сталина в истории трансформируется. Сначала в учебниках его деятельность оценена как негативная, причем речь идет только о несвоевременном реагировании СССР на угрозы со стороны Германии, а затем отец народов почти пропадает из белорусской истории. Репрессиям авторы учебников и вовсе не уделяют должного внимания.
Такие подходы во многом воспитывают из наших детей тех белорусов, которые до сих пор не определятся, как им относиться к жертвам советского террора. В результате урочище Куропаты — место их массового захоронения — не объединяют нацию, а раскалывают белорусское общество.
Однако может ли история быть вне государственной идеологии?
Председатель Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры Антон Астапович считает, что история сама по себе и есть основа государственной идеологии: «Всегда та элита, что при власти, будет диктовать идеологические основы исторической науки. Многие теперь ратуют за новую подачу национальной истории, то есть объективное отражение роли белорусов в ВКЛ, однако при этом все снова-таки романтизируется, подгоняется под определенные концепции. Объективные историки, на мой взгляд, это те, кто занимается материальной культурой, археологи, прежде всего. Если археолог найдет в культурном слое какой-то черепок определенного периода, он никогда не скажет, что он был найден в другом культурном слое. Вся остальная история находится под прессом идеологии и является ее основой».
Если история не может быть объективной, тем более важно, кого делают героем или антигероем, что отражает идеологию власти. Теперь мы наблюдаем корректировку курса на все более позитивное отношение к большевизму, личностям Ленина и Сталина: «Это идет сверху. И пока у власти элита с сильными советскими корнями, такие идеи будут доминировать в истории, учебниках и в обществе в целом».
Елена СПАСЮК