Работников завлекают липовыми зарплатами
Ситуацию на рынке труда Беларуси эксперты называют уникальной. Новые рабочие места создаются на фоне острого дефицита кадров. Работники увольняются из-за низких зарплат, но текучесть кадров в компаниях при этом характеризуется как невысокая.
Как показал опрос, проведенные проектом RABOTA.TUT.BY среди работодателей и соискателей, люди стараются держаться за рабочие места. Частую смену работников в компании отметили 30% сотрудников и 18% работодателей. Интересно, что тех работодателей, которые утверждают, что текучесть кадров в компании низкая, в процентном соотношении больше, чем утверждающих это сотрудников.
Работодатели и сотрудники солидарны в определении основной причины увольнений. Почти половина респондентов в качестве таковой указала недовольство заработной платой. Вторая популярная причина среди обеих групп респондентов заключается в том, что увольняющиеся не могли найти общий язык с руководством. Гораздо чаще, чем работодатели, сотрудники в качестве причины увольнений называли отсутствие карьерных перспектив.
Как показали проведенные исследования, нет никакой зависимости между текучестью кадров в компании и уровнем взаимоотношений в коллективе. И из дружных коллективов сотрудники уходят.
26% опрошенных относят себя к той категории сотрудников, которые не стремятся часто менять трудовые коллективы и предпочитают держаться за место. 18% опрошенных меняют работу раз в два года, 17% — раз в три года. 19% отметили, что меняют работу раз в год. Таких сотрудников HR-менеджеры называют «попрыгунчиками». 44% «попрыгунчиков» утверждают, что планомерно выстраивают свою карьеру, постоянно обучаясь и приобретая новые знания.
Результаты опроса работодателей показывают, что знания и высокая квалификация пригодятся соискателям, часто меняющим работу. По мнению работодателей, чтобы не снискать славу сотрудника-«попрыгунчика», специалисту необходимо проработать на одном месте не менее двух лет. В ином случае, чтобы получить заветное место работы, такой специалист должен обладать высокой квалификацией (43%).
В большинстве своем белорусы стараются планомерно выстраивать свою карьеру: получать дополнительное образование (36%), менять работу в соответствии с определенной логикой (22%). Только 21% сотрудников признались, что не задумываются о своей карьере, еще 17% ориентируются только на зарплату и бонусы, не уделяя внимание тому, что будет написано в их резюме.
Уникальной назвал ситуацию на рынке труда Беларуси сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов: «В условиях расширяющейся экономики мы потеряли значительное количество работников, но не закрыли ни одного предприятия по причине их нехватки».
Потери на рынке труда связаны с эмиграцией работников, подчеркнул эксперт в комментарии для Naviny.by. Это подтверждают и результаты переписи, и оперативные данные. В экономике Беларуси в январе 2012 года были заняты 4 млн. 557 тыс. человек. Между тем, согласно итогам переписи 2009 года, в Беларуси доля населения в трудоспособном возрасте значительно больше числа занятых в экономике — 5 млн. 853 тыс. человек, или 62% населения страны.
Как отмечает профессор Института экономики Академии наук Беларуси Лариса Шахотько в своей работе «Трудовая миграция населения Республики Беларусь по данным переписи населения 2009 года», более 15 лет Беларусь жила в условиях депопуляции, однако экономика страны при этом не испытывала никаких негативных последствий.
«Наоборот, постоянно росла численность и доля населения в трудоспособном возрасте и уменьшалась нагрузка на трудоспособное население за счет уменьшения численности и доли лиц в дотрудоспособных возрастах, а в последние годы — и в пенсионных возрастах. Начиная с 2008 года ситуация изменилась. Уже на начало 2008 года численность населения в трудоспособном возрасте впервые уменьшилась. Новая тенденция сохранится достаточно длительное время (не менее 15 лет), причем темпы ее увеличатся. Страна будет испытывать нехватку трудовых ресурсов», — подчеркивает Лариса Шахотько.
Виктор Маргелов считает, что ситуация на рынке труда уже сопряжена с рядом проблем, дефицит кадров — одна из основных. Многие предприятия, говорит он, находятся на грани остановки деятельности из-за кадровой напряженности. Например, отмечает Маргелов, в торговле создается значительное количество рабочих мест, а вопрос, откуда взяться работникам, остается открытым.
Работодатели уже борются за работника. И часто эта борьба не является примером честной конкуренции, говорит эксперт: «В настоящее время среди работодателей применяются все средства, обман в обещаниях предоставить определенный уровень зарплаты в том числе. Если раньше в предложениях указывали зарплату реальную, затем максимально реальную, теперь — часто обманную с целью любой ценой привлечь людей, а там уже как бог на душу положит».
Однако такие способы привлечения работников не только не решают проблему дефицита кадров, но и усугубляют ее. «Теперь наступает момент истины. Если мы не разберемся, что и зачем мы делаем, кризисные явления в экономике получат импульс. Теперь риски для экономики значительно повышаются», — отметил Виктор Маргелов.
Как считает Лариса Шахотько, частично проблему нехватки кадров можно будет решить «за счет повышения эффективности использования имеющегося человеческого потенциала, ускорения экономического роста страны за счет повышения использования достижений науки в народном хозяйстве, инновационного развития страны и внедрения трудосберегающих технологий».
Кроме того, определенный вклад «может внести рост территориальной мобильности трудовых ресурсов как внутри страны, так и внешней трудовой миграции». Поэтому, считает эксперт, на передний план выступают исследования закономерностей миграционных процессов и решение проблемы активизации миграционной политики.
«При этом следует учитывать, что экономический эффект от временной трудовой, как и от постоянной миграции будет тем выше, чем более высококвалифицированные специалисты будут привлечены в страну. Важно также создавать условия для максимальной легализации труда мигрантов, ориентация на эксплуатацию дешевой рабочей силы может дать только временный эффект», — резюмирует Лариса Шахотько.
Елена СПАСЮК