Эпилепсия – не помеха пересечь океан в одиночку
Британец Эндрю Хэлси приехал в Минск, чтобы рассказать о том, как с диагнозом «эпилепсия» можно не только вести нормальную жизнь, но и даже пересечь в одиночку океан.
Эндрю Хэлси, которому 46 лет, работает в сфере благотворительности, а в Минск приехал по приглашению друзей. 31 октября на пресс-конференции в Минске он рассказал, что в Беларуси ему очень комфортно. Посол Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии в Беларуси Брюс Бакнелл отметил, что приезд Хэлси в столицу Синеокой обусловлен его желанием поделиться опытом не только в своей стране, но и в мире.
Поведать Хэлси есть чем. В его планах посетить учреждения реабилитации для инвалидов. Там он будет рассказывать не только о путешествиях, но и своем опыте жизни с эпилепсией, первый приступ которой случился у него в 1982 году на Рождество, когда он «проснулся в больнице, не помнил ничего произошедшего перед приступом и не узнавал жену». Позже в жизни Хэлси случилось радостное событие — родилась дочь, но за этим вскоре последовал тяжелый развод.
Хэлси работал мясником, каменщиком, продавцом, но в непростой период жизни обратился к своей давней страсти — океану, которым он заболел еще в девять лет: «В то время я приходил домой со школы, спешил к телевизору, чтобы смотреть новости о путешественниках, которые пытались пересечь Атлантику. Потом я никак не мог смириться, что они пропали в океане».
В 1997 году он взял лишь один урок по гребле, сделал несколько тренировочных заездов по реке Мерси и в одиночку пересек Атлантический океан от Тенерифе до острова Сент-Люсии в Вест-Индии, преодолев 4 800 км за 116 дней.
В 1999 году он решил пересечь Тихий океан по маршруту Калифорния — Австралия. Однако через 267 дней, потеряв 30 кг веса, из-за тяжелых погодных условий и недостатка еды через Хэлси признал, что не может продолжать путешествие.
Первое «турне» было совершено за личные средства и благодаря поддержке друзей. Для второго использовались средства спонсоров. При этом многие из них отказывались от участия в проекте, когда узнавали, что Хэлси страдает эпилепсией.
Говоря о трудностях путешествий, Хэлси отметил, что особенно сложно было организовать сон. «Я все время попадал в ураган. Меня даже называли Ураганный Хэлси. Из-за этого порой приходилось не спать до 36 часов, из-за чего путалось сознание. Из-за небольших размеров лодки спать приходилось в позе эмбриона, и нужно было смириться с тем, что в лодку постоянно попадала вода. Даже при полном штиле уснуть мешали различные шумы — то черепаха панцирем касается дна лодки, то какие-то вещи от движения выпадают из поклажи», — сказал путешественник.
Из продуктов Хэлси запасался фасолью, соей, ловил рыбу. Во время первого заплыва лодка у него была белая, и рыбы, как он считает, принимали ее за волну, их часто можно было найти прямо в лодке, куда они запрыгивали. Со второй лодкой — желтой, гораздо более заметной в море — было по-другому: рыбу приходилось уже ловить, иногда прямо под лодкой.
Запас воды в первое путешествие брал на берегу, а во время второго использовал систему обратного осмоса, с помощью которой очищал морскую воду. Правда, пошутил Хэлси, пота при этом выходило столько же, сколько получалось воды. Чтобы заготовить пресную воду на сутки, около 50 минут надо было интенсивно поработать.
Хэлси в течение всех путешествий использовал в лодке специальные крепления, которые не позволяли ему не выпасть из лодки во время движений и, главное, приступа эпилепсии. Приступы меж тем случались. Во время первого путешествия он даже из бухты не успел выплыть. Когда пришел в себя рядом был морской патруль. Люди узнали его, желали счастливого пути, а он не понимал, о чем они собственно говорят: «Кто куда едет. И почему счастливого пути желают мне?»
В любом случае Хэлси считает, что может обходиться без посторонней помощи при приступах. Он уверен, что «человек не должен надеяться на кого-то», отмечая при этом, что эпилепсия бывает различных видов, а приступы различной интенсивности.
Британский гость настаивает, что при эпилепсии можно вести обычный образ жизни и даже помогать людям. Он подчеркивает, что считает важным передавать свой опыт в работе в благотворительных организациях, а также заверяет, что люди с инвалидностью могут не выживать, а заниматься тем, что им интересно.
Насколько сложно находиться человеку одному посреди океана на протяжении столь длительного времени? Хэлси говорит, что он из тех людей, которым в одиночестве комфортно, и оно для него вполне привычно. Когда погружаешься в себя во время такого долгого путешествия без телевидения, прессы, «открываешь себя заново, задумываешься о важных вещах». В сознании Хэлси неожиданно всплывали детали детства, которые, казалось бы, были забыты навсегда. Также путешественник вел записи, которые позже вошли в книгу «Ураган Хэлси».
Елена СПАСЮК