БГУ намерен получить статус национального университета
Белорусский государственный университет, который отмечает 30 октября 91-летие, рассчитывает обрести статус национального. Но реально ли это в современных белорусских условиях?
Статус национального БГУ планирует получить по аналогии с Московским государственным и Санкт-Петербургским государственными университетами в России. Об этом сообщил ректор БГУ Сергей Абламейко на заседании профессорского собрания вуза 29 октября. Мол, существуют же в России вузы национальные, федеральные и так далее. Будет и у нас. По словам ректора, инициатива поддержана «на всех уровнях». Уже разработано положение об особом статусе БГУ как национального университета, что будет обеспечивать вузу «ряд преференций». Ректор не исключил, что новшество, вероятно, не будет воспринято в обществе однозначно с положительной стороны: «Одна кубышка: и чтобы кому-то добавить, у кого-то нужно забрать».
БГУ нацелен на приобретение статуса национального университета, так как является лидером в белорусском образовании. За годы своей деятельности Белорусский государственный университет, подчеркнул ректор, подготовил десятки тысяч высококвалифицированных специалистов в области естественных и гуманитарных наук: «Мы многого достигли за свою историю, а впереди перед коллективом стоят новые задачи, достижение которых поднимет наш университет на еще более высокую ступень развития. Белорусский государственный университет вправе претендовать на звание «национального» с особым статусом лидера в образовательной и научной сфере».
БГУ активно участвует и занимает лидирующие позиции среди белорусских и вузов СНГ в различных международных рейтингах. Перед университетом, отметил Абламейко, стоит задача поднять позиции в мировых рейтингах и войти в 300 лучших университетов мира. Пока в рейтинге университетов Webometrics БГУ занимает 595-е место, в рейтинге Quacquarelli Symonds — 501—550-е место.
В последние годы преподаватели университета активно издают свои работы в различных международных рецензируемых журналах. «Мы публикуем столько, сколько все остальные белорусские университеты вместе взятые. БГУ хорошо развивается, хотя проблем хватает», — заявил ректор.
В планах БГУ на ближайшее время – открытие более десятка новых специальностей, образовательных программ, в том числе на иностранных языках; внедрение и развитие инновационных подходов в образовании; активизация научно-технической и исследовательской деятельности, сотрудничества с международными организациями и вузами мира.
Говоря о проблемах БГУ, Абламейко отметил, что «хочется купить больше техники, провести ремонт, например, в главном корпусе, на что пока денег Минобразования не выделяет». Ремонт химического корпуса делается за средства БГУ, на балансе которого находится 180 сооружений и зданий.
На другую проблему указал профессор кафедры вычислительной математики ФПМИ, доктор физико-математических наук, профессор БГУ Владимир Бобков. Он выразил озабоченность уровнем профессорско-преподавательского состава, который, по его мнению, в вузе снижается: «Уровень БГУ падает менее быстро, чем других вузов. Однако то, что уровень университета снижается, это очевидно». Проблемой Бобков считает и то, что старшее поколение преподавателей уходит, а молодые кадры не имеют подпоры, что заставляет усомниться в успешности их работы.
В целом преподавательский состав стареет. В БГУ работает около 300 кандидатов наук до 40 лет (докторов наук в этой возрастной категории в БГУ нет). На начало 2012 года в БГУ работало 17 докторов наук до 50 лет. В 2006 году в этой возрастной категории их было в два раза больше.
И все же Белгосуниверситет — ведущий вуз, он является единым учебно-научно-производственным комплексом, в состав которого входят: 21 факультет и образовательный институт; пять институтов дополнительного образования; четыре НИИ, 25 научных центров; 12 унитарных предприятий и другие образовательные, социально-культурные, научно-исследовательские, производственные структурные подразделения.
Однако является ли это поводом претендовать на статус национального университета и что это за статус?
Эксперт Агентства гуманитарных технологий кандидат социологических наук Татьяна Водолажская отмечает, что в случае с БГУ речь идет скорее о каких-то формальных привилегиях, материальных возможностях. Ведь если университет претендует на звание национального, он должен выполнять ряд задач: «Такой вуз должен быть местом, где ставятся и решаются проблемы национального масштаба. Речь идет, конечно же, не о подготовке законопроектов, а о том, чтобы актуализировать проблемы перед обществом и искать пути решения».
Социолог подчеркнула, что национальный университет должен быть местом, которое задает планку в образовательной политике, академической работе и организации жизни. В таком вузе должны культивироваться академические свободы профессионального научного сообщества и школ. Это место, отмечает Водолажская, которое могло бы продемонстрировать, какова должна быть жизнь университета, показать самый высокий уровень, к которому другие вузы будут тянуться.
Во второй половине 90-х годов, к слову, БГУ пытался развиваться по Болонской модели и получил некоторую автономность, был выведен из системы Минобразования. Однако этот процесс был остановлен. Водолажская подчеркивает, что без автономности БГУ тяжело будет реализовать развитие профессионального и научного сообщества, так как «без независимости трудно что-либо сделать».
Отметим, что рабочая группа Болонского процесса, заседание которой проходило 18-19 января 2012 года в Копенгагене, пришла к выводу о неготовности Беларуси присоединиться к европейскому пространству высшего образования. Причем не из-за технических вопросов, а потому, что в системе высшего образования страны не соблюдаются академические свободы, институциональная автономия и нет самоуправления университетов.
Таким образом, в современных белорусских условиях национальный университет появиться не может, считает Водолажская. Вряд ли положение, разработанное об особом статусе БГУ, противоречит Кодексу об образовании, который автономии университетов не предполагает. Это означает, что не стоит надеяться на появление каких-то радикальных изменений, которые определят для БГУ какую-то особую роль в обществе.
«В современных условиях Беларуси университет в принципе не может появиться, — резюмирует Водолажская, — так как этот институт подразумевает, прежде всего, автономность. Как бы хорошо Минобразования не продумывало работу университетов, в современных условиях они не могут быть тем, чем должны — самоорганизующимся саморазвивающимся профессиональным сообществом».
Елена СПАСЮК