Что сдерживает рост транзитных возможностей Беларуси?
Несмотря на то, что транзит иностранных перевозчиков через Беларусь в этом году вырос на 14,1 процента, пропускная способность наших автомобильных дорог по основным направлениям используется только на треть. Что мешает транзитному потенциалу нашей страны быть востребованным международными перевозчиками в полной мере?
Специалисты называют несколько причин. Одна из них – действующая система разрешений и ограничений на транзит пассажиров и грузов автомобильным транспортом в странах Единого экономического пространства. Вопрос ее отмены белорусская сторона рассчитывает поднять в ноябре на заседании Белорусско-казахстанской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Специалисты ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП» предлагают заменить двусторонние соглашения о международном автомобильном сообщении на соглашение с участием трех сторон ЕЭП для обеспечения равных возможностей по выполнению международных автомобильных перевозок. Работу по созданию безразрешительной системы планируется вести до конца.
– Пока Россия, как и Казахстан, в какой-то мере с опасением относятся к этому вопросу, – говорит заместитель генерального директора «БАМАП» Николай Верховец. – Возможно, они опасаются, что белорусские перевозчики заберут часть рынка транспортных услуг, которые предоставляются на экспорт. Но мы считаем, что в рамках единого таможенного пространства должна иметь место конкуренция: у кого будут лучшие условия, к тому и пойдет грузоотправитель.
Эксперты «БАМАП» отмечают, что для создания благоприятных условий для международных автомобильных перевозок грузов через территорию нашей страны требуется сократить количество контрольных функций на внешней границе Таможенного союза.
Как отметил заместитель начальника управления организации таможенного контроля Государственного таможенного комитета Андрей Планин, сейчас в Беларуси принимаются значительные меры по упрощению процедуры транзита. В частности, для ускорения выполнения международных перевозок и пересечения границ в Беларуси используется электронное предварительное информирование, а также действует система автоматической регистрации деклараций без участия сотрудника таможенных органов. Кроме того, специалистами прорабатывается вопрос о передаче функций санитарного и фитокарантинного контроля грузов в компетентность органов пограничной и таможенной службы.
Принятые меры в рамках госпрограммы развития транзитного потенциала дают свои результаты: в Минтранспорта и коммуникаций Беларуси отмечают рост транзита иностранных перевозчиков. За девять месяцев текущего года он вырос на 14,1 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил более 1,1 млн поездок.
«Сколько на этом заработала наша страна?» – поинтересовались мы у начальника управления стратегического развития и внешнеэкономической деятельности Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Сергея Негрея.
– В среднем один автомобиль, который следует транзитом через Беларусь, оставляет в стране примерно 100–150 долларов с учетом заправки, питания, услуг придорожного и автосервиса. Основной заработок зависит от работы транспортно-логистических центров, так называемого перерабатываемого транзита. Кроме того, могу сказать о роли белорусских международных перевозчиков в экспорте услуг нерезидентам республики: в 2011 году они внесли в казну более 950 млн долларов. В 2012-м, по предварительным прогнозам, они заработают на внешних рынках более 1 млрд долларов.
Мария ЗУБКОВА, «ЗН», фото БЕЛТА