Что-то вокруг колхозное, но что-то вокруг мое

Источник материала:  
ЛЮБАНСКИЕ молокосдатчики, не назвавшие своих фамилий, обратились в «БН» с просьбой разобраться, почему местные ветеринары стороной обходят ЛПХ, а пробы для анализов на мастит собирает не компетентная служба (например, райветстанция, которая эти анализы и проверяет), а частник-молокосборщик Андрей Михневич. Не обошлось здесь и без денежного вопроса — о плате за анализы. Разберемся во всем по порядку: нужны ли частые анализы коровьего молока на мастит, и как сильно они облегчают кошелек сельчанина?

Часть II. Проба на мастит. Кому брать?

-ПО ветеринарно-санитарным правилам все поголовье дойного стада КРС должно ежемесячно исследоваться на клинические и субклинические маститы с составлением соответствующих документов. Иначе молоко на перерабатывающий завод приниматься не будет, — пояснила мне Людмила Котович, ветврач-эпизоотолог ГУ «Любанская райветстанция». — А что касается того, что процедура эта платная... Так ведь и производитель сырья зарабатывает на молоке. Считаем, что вполне подъемная трата — 5 тысяч 250 рублей в месяц за то, чтобы подтвердить безопасность своего товара. Другое дело: люди не хотят проводить эти исследования, тратить деньги на лечение животных. По причине своей занятости или просто лености, безалаберности... Заготовитель, который везет молоко на перерабатывающее предприятие, просто обязан доставлять туда заведомо безопасную, здоровую продукцию. Ведь если на заводе качество молока не подтвердится, сырье просто «развернут» обратно.

— Смысл — в подтверждении безопасности молочной продукции с личных подворий, — добавил Бронислав Свинко, заместитель главного ветеринарного врача Любанского района. — Согласно «Ветеринарно-санитарным правилам для молочно-товарных ферм сельскохозяйственных организаций, личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств по производству молока», утвержденным постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Беларуси от 17 марта 2005 года № 16: «Все стада дойных коров и других молочных животных должны (…) подвергаться исследованию на бруцеллез, туберкулез, лейкоз, мастит, а при необходимости и на другие болезни, в сроки и методами в соответствии с действующими инструкциями о мероприятиях по профилактике и борьбе с ними. (…) Ветеринарные мероприятия должны выполняться в соответствии с ежегодными планами противоэпизоотических мероприятий и по результатам проводимой диспансеризации». И далее, в 11-м пункте первой главы: «Для выявления животных, больных маститом, ветеринарная служба организации не реже одного раза в месяц исследует пробы молока (…) в одном из маститных тестов (с белмастином, димастином, мастидином)». У нас, как и по всей республике, широкое распространение получила белмастиновая проба.

— Но кто должен собирать эти пробы: ветеринарный врач хозяйства, работники районной ветеринарной станции или молокосборщик?

— Большого страха нет в том, что пробирки с молоком для анализа, подтверждающего качество и безопасность продукции, собрал человек, который, собственно, и везет молоко на завод, отвечает за него, — пояснил заместитель главного ветврача Любанского района. — А вообще, бывает по-разному...

— А как потом быть с лечением, если пробу изначально брал не специалист?

— Когда человек болеет, он сам себе измеряет температуру, а потом обращается к специалисту. Так и здесь: частник обращается к ветврачу хозяйства или к нам, в районную ветеринарную службу. А мы лечим — вот и все. Насколько затягивается лечение коровы от мастита? Это зависит от характера заболевания, его формы, течения болезни. Конкретных сроков нет, но в среднем это примерно 7—10 дней. Вообще, мастит — достаточно распространенное заболевание. Порядка 10 процентов коров в течение жизни переболевают разными формами мастита. Основные причины заболевания — травмы, нарушения условий содержания животных, неправильный туалет вымени. Еще буренка может заболеть, если хозяйка ее подоила несвоевременно, — говорит Бронислав Свинко.

Чтобы проследить за маститной ситуацией в деревнях Нежин и Коммуна, направляюсь в отдел лабораторной диагностики ГУ «Любанская райветстанция».

— Мы ведем специальные журналы. По маститам журнал, например, ведется с 2010 года. Здесь — сведения обо всех проведенных анализах, результатах проб уже пролеченных животных. Кто приносит пробы? По-разному: как молокосборщики-предприниматели, так и сами люди, в деревнях некоторых сельсоветов анализы делают ветврачи хозяйств. Стоимость анализа сегодня — 5250 рублей. Вот кассовый аппарат, вот журнал платежей — все регистрируется, — демонстрирует прозрачность процедуры Людмила Сенченя, заместитель главного ветврача района по диагностике. — В прежние годы было очень много больных маститом коров. Сейчас люди в основном следят за здоровьем буренок, ведь молоко от больных животных не принимают. Вас интересуют исследования, например, в Коммуне? Пожалуйста, последнее было 20 сентября, принесли 96 проб, 12 из них — положительные. Кстати, сразу же после исследования звоним молокосборщику и сообщаем, что коровы с таких-то подворий больны — молоко принимать нельзя! А хозяин буренки должен уже сам обратиться к врачу. Пройден курс лечения — вновь к нам, с пробой на мастит.  Повторное исследование мы проводим бесплатно. Болезни не обнаружено — даем выписку о том, что корова здорова. На основании этого документа молокосборщик вновь будет брать молоко с подворья. Дальше — по журналу: в июле 2012-го из Коммуны было исследовано 87 коров — ни одной больной не оказалось. В августе 116 буренок — три из них больные.

— Почему все время разные цифры исследуемого поголовья?

— Точно сказать трудно. Мы же не проверяем количество коров в каждом сарае! Но, скорее всего, за этот период численность коров в деревенском стаде не менялась, просто в первый раз хозяева нескольких коров не захотели тратиться на несколько анализов, а сдали только одну пробу. А спустя какое-то время с завода вернулась бочка с молоком — значит, чья-то корова больна. И тогда односельчане начали «уличать» друг друга. Хотя и нам хозяева порой не верят, твердят: мол, моя коровка здоровая, и молоко от нее хорошее. Да, раньше люди мастит определяли по комкам в молоке, выделениям из вымени и так далее. Но это — уже клинический мастит. А есть же еще и скрытый, субклинический, определяющийся только во время теста, — раскладывает «по полочкам» Людмила Сенченя.

— А обращались ли к вам молокосдатчики из Коммуны?

— Нет, к нам лично никто не обращался. Звонила пару месяцев назад какая-то женщина, но не из Коммуны, а из деревни Сосны, представилась старостой деревни. Я объяснила, почему мы делаем анализ и почему за него нужно платить...

— Людмила Васильевна, а насколько опасно маститное молоко для здоровья человека?

— Все-таки в больном молоке большое количество болезнетворных микроорганизмов, идут воспалительные процессы. Повторюсь, визуально определить можно только клинический мастит, а вот начальную стадию самому хозяину ЛПХ выявить невозможно. Препарат во время теста сразу определяет — больное молоко под воздействием того же белмастина свертывается, становится похожим на слизь, — подвела итог нашей беседе замглавветврача района по диагностике.

Согласимся, довод ветврачей резонен, болезни надо выявлять. А уж кто сделает первый шаг — «измерит температуру» — неважно. Но при этом нельзя не согласиться и с молокосборщиком.

— Люди постоянно жалуются на то, что именно я беру анализ на мастит. Говорят: вот если бы это делала ветслужба, то она потом была бы обязана лечить коров. А так как забор проб беру я, то, соответственно, автоматически никакого лечения буренки не получают. Нужны ли мне претензии от сдатчиков? Однозначно — нет! На то, что собираю и сдаю молоко на Любанский сыродельный завод, у меня с переработчиком составлен договор. А вот на то, чтобы я делал забор проб, у меня никакого договора нет, денег за это не получаю. Можно сказать, просто бесплатно помогаю райветлаборатории выполнять их план по платным услугам, — считает Андрей Михневич, молокосборщик, индивидуальный предприниматель, упомянутый в письме анонимов. — Это только кажется, что собрать пробы — плевое дело. Анализ — раз в месяц: один день уходит на то, чтобы баночки раздать и сообщить, что завтра сбор проб, второй день — баночки собрать, а также деньги за анализ, выдать сдачу. И в то же время нужно привезти вовремя молоко на завод, отчитаться за кислотность, жирность, плотность, чистоту... Считаю так: если ветслужба сама берет забор проб на туберкулез, лейкоз и бруцеллез, и это их обязанность, то мастит — это такая же болезнь коров. Почему проба на него стоит как бы особняком?

— А согласились бы вы на то, чтобы составили с вами отдельный договор на сбор этих самых проб?

— Нет, я лично под ним не подпишусь! У меня и своей ответственности по молоку много, пусть этим занимается райветслужба.

СПРАВКА «БН»

Молоко от коров, заболевших маститом, до их полного излечения нельзя употреблять людям и давать телятам. Немедленному уничтожению подлежат молоко и все молочные продукты от больного животного. При заболевании животных маститом в них резко повышается концентрация хлоридов — на 25—30 процентов, содержатся различные виды микробов — стрептококки, стафилококки, кишечные бактерии.

ОТ АВТОРА

Трудно согласиться с кем-то безоговорочно. Кто должен больше волноваться о здоровье буренок и качестве молока: молокосдатчики, сборщик или райветслужба? Думается, и те, и другие, и третьи — сообща, координируя усилия. Надеемся, что в скором времени в Любанском районе «придумают» простую и эффективную схему этой процедуры. Пусть появится человек, который раз в месяц займется маститным тестом. Или, уважаемые специалисты райветстанции, предложите свой вариант! «БН» не снимает вопрос с контроля.

Надежда БУТОВИЧ, «БН»

←Всегда рядом с теми, кому ты нужен

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика