Автошколы в ответе за тех, кого обучили?
«ДТП в Речицком районе: молодой водитель «Ауди» выехал на встречную и погиб», «В Лидском районе молодой водитель Audi врезался в столб», «В аварии на трассе Ивацевичи – Москва погиб молодой водитель» – такими заголовками пестрят сводки ГАИ почти каждую неделю. Корреспондент «Знаменки» решила разобраться, как и чему учат в автошколе, если, сдав все экзамены и получив права, новоиспеченные шумахеры не в состоянии безопасно совершить обгон и правильно выбрать скорость движения.
Сдать на права и уметь ездить – разные понятия
По статистике около пятнадцати процентов всех ДТП совершается по вине неопытных водителей. После окончания автошколы я одна из немногих в группе без проблем с первого раза сдала экзамен во многом благодаря тому, что до этого имела опыт вождения. Банальным вещам – заводить автомобиль и трогаться – меня научила мама на проселочной дороге. Правда, когда заветная корочка была в кармане, ощущение того, что стала водителем, не появилось. Инструктор, конечно, научил меня вовремя переключать передачи и, как обезьянку, надрессировал заезжать по меткам на диагональную парковку на учебной площадке. «Когда совместишь вот эту полоску изоленты с во-о-он той пластиковой бутылкой на столбе, – говорил он, – ставь колеса прямо, а когда увидишь вон ту палочку у себя в заднем окошке, выкручивай вправо».
– А как мне во дворе парковаться, когда меток не будет? – задала вопрос инструктору.
– Это придет с опытом, мне главное – тебя подготовить к сдаче экзамена в ГАИ, а там по меткам заезжать можно, – ответил он. – И вообще не рассчитывай, что после автошколы будешь чувствовать себя шумахером, ведь сдать на права с первого раза и уметь ездить – два разных понятия.
По большей части программа обучения в моей автошколе, как и во всех остальных в нашей стране, ориентирована на сдачу экзамена в ГАИ. Но уметь разворачиваться в «тещином» дворике, заезжать на эстакаду и делать круг по городу – мало, чтобы чувствовать себя водителем. В Германии, например, четыре часа отведено на вождение в темное время суток, а в Бельгии в программе есть уроки управления автомобилем в экстремальных условиях. Вся подготовка водителей к езде в нестандартных условиях у нас сводится к нескольким теоретическим вопросам из разряда, в какую сторону выкручивать руль, если произошел занос заднеприводного авто вправо.
Всем курсантам автошкол приходится методично зазубривать задачи с диска: сидеть час, два, три и просто щелкать на клавиатуре циферки, доведя процесс выбора правильного ответа до автоматизма. Перед самым экзаменом мне даже не было необходимости дочитывать вопрос до конца, я уже знала, под каким номером будет верный ответ. Самое интересное, что добрая половина из того, что мне пришлось выучить, казалась совсем бесполезной и ненужной. За три месяца мне так никто не объяснил, зачем я должна знать длину трехосного автобуса, предельно допустимый люфт руля у грузовика или минимальный возраст погонщика скота. Если бы мне разжевали, что длина трехосного автобуса важна, чтобы при обгоне на трассе я могла правильно рассчитать необходимое время, возможно, она без особого зазубривания отложилась у меня в голове.
Вообще, некоторые из правил забылись почти сразу, потому что ездить в столице, четко соблюдая все нормы, сложно – становишься помехой для движения матерых автолюбителей.
Простой пример из моей водительской практики. Вначале я, как того требуют правила, при повороте направо держалась крайней правой полосы и зачастую упиралась в автобус, который отходит от остановки, или припаркованные машины, а когда пыталась перестроиться и объехать, долго ждала, пока освободится соседний ряд. Сейчас же я стараюсь вывернуть сразу во второй или третий. Или другой пример: перестроение на перекрестке запрещено, но все перестраиваются. Чтобы не стать помехой для движения, я невольно начала делать так, как все.
Программа для всех одна
Понятно, что сделать профессионального водителя, знающего все тонкости дорожного движения, из человека, никогда не сидевшего за рулем, за 40 часов практических занятий, из которых в городе лишь половина, невозможно. Кстати, и с дилетантом, и с мало-мальски опытным учеником в наших автошколах занимаются по единой программе. Например, на площадку отводится десять часов, ни больше ни меньше. Но если курсант, как и я, ездил на машине раньше, то на освоение этих элементов у него уйдет гораздо меньше времени. Откатав два часа на автодроме, он с инструктором мог бы выехать в город и позаниматься тем, что ему действительно пригодится после получения водительского удостоверения, но так нельзя. А ведь чтобы уверенно себя чувствовать за рулем, каждому человеку нужно разное количество времени, у каждого есть свои слабые места.
Если раньше пробелы в обучении и можно было восполнить на загородной трассе под руководством папы, дяди или старшего брата, у которого за плечами три года водительского стажа, то сейчас так нельзя. К сожалению, автодромы, где молодые водители могли бы шлифовать навыки, учиться чувствовать габариты, практически отсутствуют. Найти инструктора, который бы помог повысить квалификацию, тоже проблема – при высокой стоимости частного урока никто не гарантирует, что ваши водительские навыки улучшатся.
Учебки тоже проверяют
Отдельный разговор – то, как и на каких машинах обучают вождению. Чтобы это проверить, «Белтехосмотр» совместно с ГАИ и Транспортной инспекцией Минтранса в эти дни проводит декаду «Учебный автомобиль». Специалисты контролируют процесс обучения вождению и соблюдение ПДД. Первые результаты акции уже есть: во вторник, 23 октября, был остановлен учебный «Дэу матис», за рулем которого находился инструктор по вождению подшофе. Хватает и более мелких нарушений. В некоторых автошколах автомобили выезжают без технического осмотра, в путевых листах не записываются показания спидометра, маршрут не соответствует номеру отрабатываемого упражнения. Часто инструкторы пишут, что откатали с учеником один час, а в реальности время урока длилось от силы минут 40, зачастую они также завышали расход бензина. Например, мой инструктор убеждал, что малолитражка «Дэу Ланас» съедала 12 литров по городу, поэтому по окончании автошколы мне пришлось доплатить кругленькую сумму за топливо.
Выход есть!
Еще год назад директор «Белтехосмотра» Анатолий Пашкевич предложил ввести так называемую двухфазовую систему обучения. Она предполагает, что курсант после экзамена получает временное водительское удостоверение и ездит с ограничениями: ему запрещено перевозить пассажиров, садиться за руль ночью, рядом с ним обязательно должен быть опытный водитель. Если за отведенный период стажер проявит себя положительно, ему предложат пересдать экзамен и выдадут постоянные права. Такая система действует в Люксембурге, Финляндии, Австрии, Швейцарии, многих других странах. Как правило, в первое время после получения корочки молодые автомобилисты ездят со статусом «ученик» и за различные нарушения получают баллы. Возможно, тогда в наших новостях перестали бы так часто появляться сообщения о том, что очередной юнец, недавно получивший права, не разминулся со встречным автомобилем, или не справился с управлением и вылетел в кювет, или снес осветительную мачту. Хорошо было бы, если вместе с существующим рейтингом автошкол, который строится на основании того, сколько человек сдало экзамен с первого раза, появился бы еще один, учитывающий количество молодых водителей, которым удалось отъездить год, два или три без аварий. Возможно, это возложило бы хоть какую-то ответственность на плечи автошкол за тех, кого они обучили.
В тему
Как я пыталась купить права
Система подготовки водителей в нашей стране, конечно, не идеальна, но базовые знания и навыки водители получают. Куда хуже обстоит дело с теми, кто права просто купил, ведь перспектива ходить три месяца на курсы, потом трястись перед экзаменом, не сдать с первого раза и платить за пересдачи не радует. Найдя на форуме объявление о продаже водительских корочек, я попыталась их купить. Вот одно из предложений: «Продаём (оформляем) прова (водительского удостоверения). Вы получаете не только само водительское удостоверение, но и все необходимые документы. Оформление с автошколой. Работаем со всеми регионами. Оплата после получения Вами прав и проверки, таких условий оплаты Вы не найдете не где». (Орфография и пунктуация сохранены.)
Написав автору, я выяснила, что всего за 3,5 миллиона белорусских рублей мне сделают самое настоящее водительское удостоверение и даже пообещали, что проведут его по базе.
Ольга ДУБРОВСКАЯ, «ЗН», фото БЕЛТА