Что-то вокруг колхозное, но что-то вокруг мое

Источник материала:  
В РЕДАКЦИЮ «БН» обратились из Любанского района. Молокосдатчики деревень Коммуна и Нежин возмущены тем, что буренок из ЛПХ не лечат от мастита, хотя плату за диагностику этого заболевания в районной ветлаборатории берут исправно. Еще, рассказали они, в местном сельхозпредприятии для подворных хозяйств не выделяют ни сена, ни соломы, а ветврачи и вовсе… отказываются лечить скот частников. Так ли на самом деле обстоят дела у «коммунаров» и нежинцев с их молочным бизнесом?

Часть I. Разошлись в приоритетах…

ЧТОБЫ прояснить ситуацию, отправляюсь на Любанщину. Согласитесь, высказанные претензии — весомые. Но тот факт, что жалобщики решительно не захотели представляться, меня насторожил, даже заставил усомниться в их искренности. Люди опасаются каких-то надуманных преследований?

Надо сказать, что Любанский район в Минской области слывет одним из лучших по развитию личных подсобных хозяйств. В той же деревне Коммуна населенческое стадо — примерно 150 голов. У хозяев в среднем в хлевах по 2—3 рогули, а у кого-то и до пятнадцати (!) буренок.

— Немалое поголовье и в целом по району, — рассказал корреспонденту «БН» Виктор Статкевич, начальник управления сельского хозяйства и продовольствия Любанского района. — Всего — 16 тысяч 300 голов дойного стада и коров мясного направления. На 1 октября 2012-го на корову надаивали 3690 литров молока, что на 123 килограмма больше уровня соответствующего периода прошлого года. Общее же поголовье КРС — 56 тысяч. Развивается и свиноводство: имеется более 23 тысяч голов. Причем в нынешнем году в ОАО «Заболотский» будет сдан в эксплуатацию свиноводческий комплекс на 24 тысячи голов, построенный совместно с израильской компанией «AgriGo». Его планируем открыть до нового года и начать заполнять скотом. А первую продукцию объект даст уже в 2013 году.

— Такое поголовье — большая нагрузка для местных ветслужб, на «плохую» работу которых, кстати, пожаловались наши анонимы — авторы письма в «БН». Доходили ли до вас эти жалобы? И достаточно ли в районе специалистов соответствующего профиля? — интересуюсь у собеседника.

— Не хватает доярок, механизаторов, ветфельдшеров, зоотехников... Специалисты отработают два года и уезжают в город, — рассуждает Виктор Статкевич. — Работать в сельском хозяйстве мало желающих, а ведь и жилье предлагаем, и достойную зарплату. Видимо, получился «разрыв» поколений — запросы-то разные? Мы когда-то, в возрасте нынешних молодых специалистов, были рады радиоприемнику, велосипеду или мотоциклу, а сегодня никого и машиной не удивишь... Наибольшим спросом как раз пользуются имеющие зоотехническое и ветеринарное образование. По главным специалистам в хозяйствах все вакансии заполнены. Но ведь главный специалист — это лишь одна вакансия. А нам, на добрый толк, нужно, чтобы трудилось целое звено профессионалов. В последние годы мало желающих связать свою жизнь с зоотехнической или ветеринарной службой, потому что работа не из легких.

— А верно ли, что ветврачи ОАО «БВО» не лечат животных в ЛПХ деревни Коммуна?

— ОАО «БВО» было преобразовано из СПК в 2010 году — путем присоединения ОАО «Кузьмичи». Сейчас там главный зоотехник — молодой специалист Дмитрий Цыганков. А главный ветврач тоже молодой специалист, Владимир Мазок. О проблеме с нелечением скота населения я слышу впервые. И думаю, что дело тут в самих сельчанах. Руководителям и специалистам хозяйств дано указание пролечивать скот сельчан, выделять для этого медикаменты. Но не раздавать препараты безвозмездно, а продавать! Наверное, в этом и кроется зерно «народного» недовольства? Никогда такого не было, чтобы ветеринар в деревне отказался лечить животное. Другое дело, что хозяин не хочет ради буренки с копеечкой расставаться. Бывают люди, которые только и ждут, чтобы всё им дали: сено, зерно...  — знакомит со своим видением ситуации Виктор Статкевич.

«Лечить хотят задаром»

Подобную же характеристику запросам некоторых жителей Коммуны дал и руководитель местного хозяйства.

— Да, в Коммуне есть пара «доброжелателей», таких, что если не пожалуются на кого-то, спокойно не уснут, — убежден Андрей Храков, директор ОАО «БВО».

— А остальные сельчане высказывали вам претензии по поводу трудностей с ведением ЛПХ?

— Нет, тишина...

— Андрей Николаевич, со стороны анонимов звучат нарекания на работу вашей ветеринарной службы…

— А у меня на данный момент по ветеринарному обслуживанию нет никаких вопросов. Главный ветврач — молодой парень Владимир Мазок, примерно два месяца назад, после Витебской государственной академии ветеринарной медицины, пришел к нам на работу. Трудится усердно, работу ветслужбы хозяйства организовал на должном уровне. Думаю, жалобы — это уколы отдельных личностей. Парень настроен остаться в хозяйстве, привезти сюда жену. И очень надеюсь, что такие вот «доброжелатели» не выживут его из деревни. Предположу, что «нарекания» эти — не по поводу работы Владимира, — считает Андрей Храков. — Многим не нравится, что с недавнего времени введена стопроцентная оплата за использование при лечении медикаментов. Понимаете, мы работаем в государственном сельхозпредприятии. Один укол антибиотика, который нужно ввести корове, чтобы ее спасти от мастита или эндометрита, стоит примерно 250 тысяч рублей, а уколов таких надо сделать несколько. Хозяйство лекарства покупает, так почему мы должны делать уколы бесплатно? Люди сдают молоко, получают за это деньги. Корова — это их источник дохода. Почему же услуги ветврача — а он приходит, лечит, порой в позднее время, после основной своей работы — должны быть бесплатными для хозяев ЛПХ? Сверхурочные оплачивает хозяйство, где тот трудится...

— А правда ли, что, по словам наших анонимов, местное хозяйство не обеспечило в этом году хозяев ЛПХ ни сеном, ни соломой?

Андрей Храков поясняет:

— Руковожу хозяйством только три месяца. Но знаю, что всем, кто обращался в ОАО «БВО» за сеном или соломой, ее выделили, но опять же — на платной основе. Хотя, например, в минувшем августе никто не просил выделить сено. Припоминаю, как-то две доярки завели подобный разговор, но потом так и не пришли в контору за выписками. А что до соломы, так выписываем ее всем без вопросов.

«Вчера только «на патологию» выезжал!»

Беседую с тем самым ветврачом хозяйства, что якобы отказывается лечить в Коммуне населенческий скот:

— Мы прилагаем все усилия, чтобы лечение животных с частных подворий проводилось своевременно и качественно, — поясняет мне Владимир Мазок, главный ветеринарный врач ОАО «БВО». — Предлагаем на выбор медикаменты зарубежных и отечественных производителей. Ведется журнал регистрации больных животных частного сектора. Да что тут говорить... На днях директор ОАО даже отпустил меня со служебной планерки, чтобы я мог принять патологический отел у коровы... Это было в шесть утра, а вечером, после работы, поехал на то подворье снова. К тому же поголовье скота в хозяйстве — 4500 голов КРС и около трех тысяч свиней, итого — 7,5 тысячи голов, да и населенческой скотины порядка четырехсот буренок. А по законодательству норма на одного ветврача — 850 голов. Но я же не ропщу, не жалуюсь…

Откуда же тогда недовольство со стороны любанских молокосдатчиков?

— В первые дни моей работы здесь случилось одно происшествие. Спустя три дня, как только заступил на новую должность, ко мне обратились за помощью. Но был конец месяца, надо делать отчеты, я и ответил, что смогу приехать только через два дня. И, к сожалению, через день корова, пролечить которую меня просили, пала. Хотя буренка эта была уже старая, а болезнь у нее — запущенная... Да и ничто не мешало вызвать работников райветстанции, оплатив вызов. Но… В итоге я получил замечание от руководителя ОАО. Есть официальный приказ: в случае, если подобное повторится, буду нести материальную ответственность.

— Какие-нибудь еще нарекания от населения слышите в свой адрес? — донимаю молодого специалиста неудобными вопросами.

— Многие возмущены тем, что колхоз перестал раздавать медикаменты «за спасибо», — подтверждает Владимир Мазок. — Их стоимость — согласно товарно-транспортным накладным. Список из 28 наименований наиболее часто используемых лекарств — на стенде в конторе хозяйства. И еще был вывешен на здании магазина. Что я думаю по поводу этих возмущений? — продолжает Владимир. — Ежемесячно из бюджета ОАО «БВО» на закупку медикаментов выделяется около 100 миллионов рублей. А если на частном подворье десять голов КРС или свиней, то, допускаю, лечение обходится в круглую сумму. Они хотят лекарства бесплатно, а мне что, потом заниматься фальсификацией? Списывать медикаменты на якобы пролеченный колхозный скот?! В некоторых любанских хозяйствах и вовсе нет главного ветврача, а есть исполняющие обязанности, так скот населения в тех деревнях лечат специалисты райветстанции... Тогда платить приходится не только за лекарства, но и за вызов, работу ветврача.

— Самое дорогое лекарство — мастинол — стоимостью 214 тысяч 500 рублей, остальные — в пределах 40—50 тысяч... Спросом пользуются чаще дорогие медикаменты или дешевые?

— Сложно сказать. Приехав,  я ставлю больному животному диагноз и назначаю лечение. А хозяин сам выбирает, какое лекарство ему купить — подешевле или подороже, лечить буренку антибиотиком за четыре тысячи рублей двадцать дней либо уколоть два раза лекарство за 200 тысяч. Мы предоставляем возможности, решение — дело каждого хозяина. Качественные лекарства быстрого действия стоят около 200—300 тысяч. И это еще не предел! Но кому нужно лечить буренок? Нам или хозяевам подворного бизнеса? А бесплатно — сегодня это уже вряд ли...

Согласен с этим мнением и Николай Дудик, председатель Коммунаровского сельского Совета:

— Деньги получают за сданное молоко, откладывают для детей и внуков. А лечить корову-кормилицу хотят даром? Да еще требуют: «Колхоз обязан!» Но ведь и хозяйству лекарства бесплатно не достаются! Это сугубо мое мнение. Хотя подчеркну: лично ко мне по этим вопросам сельчане не обращались…

Вот сейчас — самое время дать слово возмущенным хозяевам буренок, но... Свои имена люди не хотят видеть в газете: мол, почему только я, а не все население, что я, самый крайний? На мой же вопрос: «Если ветврач хозяйства отказывается лечить буренку, можно ли найти в деревне, например, ветврача-пенсионера?» — услышала от одной из хозяек рогатого источника дохода: «Это я-то буду искать? Ветслужба должна помогать, как «скорая помощь», я же сдаю молоко государству, себе даже на сметану не оставляю... А что говорят — деньги за это получаю, так это же копейки! Вон, в магазине пакет молока 6500 рублей...»

Надежда БУТОВИЧ, «БН»

(Окончание следует.)

←Шестеро смелых над планетой

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика