Экскурсия по шпалам с фонарем путевого обходчика
25.10.2012 10:40
—
Новости Общества
В экспозиции представлены редкие экспонаты, документы, макеты поездов времен Российской империи, образцы форменной одежды железнодорожников разных времен, старинный станционный колокол и много еще чего интересного.
Не скрою, что меня заинтересовала эта выставка не только из-за профессиональных обязанностей, а еще и потому, что я с детства любила ездить по железной дороге. Мне нравилось лазить по верхним полкам, разглядывать бесконечные ландшафты за пыльным окном, пить чай из стаканов в подстаканниках, к которому обязательно полагался рафинад в обертке с нарисованным тепловозом. Но больше всего мне нравилось засыпать под стук вагонных колес.
Я стала взрослой, перестала любить верхние полки, чай пью уже без сахара, но это волшебное перестукивание до сих пор будоражит мое воображение. Еще задолго до того, как я прочла у Виктора Пелевина в "Желтой стреле", что "… конечно, красивее, задушевнее и нежнее всего колеса стучат в России - "там-там". Так и кажется, что их стук указывает в какую-то светлую заревую даль - там она, там, ненаглядная…", мне слышалось что они выстукивают "туда-туда". Скорей туда, где меня ждут Крымские или Карпатские горы, теплое море, яркое солнце и давно любимые или еще незнакомые города, старые друзья, которых я, наконец, собралась навестить, да много еще чего. Поэтому всегда, услышав эти звуки, я замираю в предвкушении счастья, а пропуском к нему служит всего-то бумажный прямоугольник с золотыми буковками "БЧ" в левом верхнем углу.
И вот я в экспозиционном зале. Сначала я даже немного расстроилась, увидев его совсем небольшие размеры, но потом меня ждало удивление и даже восторг от того, как сотрудникам музея удалось разместить в таком крохотном помещении столько интереснейших экспонатов и визуально раздвинуть его пространство.
В экспозиции задействованы даже окна зала. В одном окне помощи фотообоев можно полюбоваться видом на минскую привокзальную площадь, в другое убегает цепочка старых деревянных вагонов. Тут же словно на перроне разместилась деревянная лавочка, станционный колокол, в который били при отправлении поездов еще 1873 года, часы времен молодости наших бабушек.
Чуть дальше разместились инструменты путевых обходчиков, молотки, ключи, фонари. На выставке можно проследить за эволюцией последних начиная свечным фонарем 1860 года, за которым идут керосиновые и более поздние аккумуляторные. Макет сечения рельсов, автосцепка, коммутаторы и переговорные устройства, а вот электромеханический телеграфный аппарат для передачи и приема сообщений знаками кода Морзе. Использовался на железных дорогах Беларуси с 1870 и до 1950 года. Именно за таким сиживали чеховский Иван Михайлович Ять или телеграфист Саша Врублевский – герой одного из моих любимых рассказов Куприна. Рядышком разместились фарфоровая тарелка Николаевской магистрали 1912 года, латунные пряжки с форменных ремней работников железной дороги в разные периоды, жетоны проводников и кондукторов, всего не перечесть.
В экспозиции предусмотрено место и для витрины с редкими книгами на железнодорожную тематику. Тут есть, например, справочник по железнодорожным тарифам Российской империи, инструкция о порядке отправления поездов или материалы к 1-му съезду уполномоченных дорпосоюза Ю.-В.С. ж.д. 1923 г. Начинаешь понимать, что вся история Белорусской железной дороги неразрывно связана с историей нашей страны.
Особое чувство можно испытать рассматривая старые фотографии. Затвор фотоаппарата умеет останавливать время и, благодаря этому, мы можем заглянуть в глаза музыкантам духового оркестра 11-го отдельного железнодорожного батальона г. Минска (фотография 1924 года) или пассажирам поезда Негорелое-Париж (фотографии 1938 года). На снимках можно рассмотреть, как выглядел знаменитый паровоз серии ИС20-201 (Иосиф Сталин), или как встречали Максима Горького на одной из белорусских станций.
Посетить выставку будет интересно и детям, особенно мальчикам. Чего стоит только макет железной дороги, с поездом, горящими фонарями на станции и крохотными пассажирами на лавочках. Кусты, деревья, домики, церквушка размером с ладонь, все как настоящее. А еще есть макеты паровозов и электровозов, товарных вагонов и даже шпалоподбивочной машины, которая, как я узнала, используется для подачи балласта под шпалы. Выставка продлится до 12 декабря.
Надежда Дегтярева, OPEN.BY
Фото автора
Не скрою, что меня заинтересовала эта выставка не только из-за профессиональных обязанностей, а еще и потому, что я с детства любила ездить по железной дороге. Мне нравилось лазить по верхним полкам, разглядывать бесконечные ландшафты за пыльным окном, пить чай из стаканов в подстаканниках, к которому обязательно полагался рафинад в обертке с нарисованным тепловозом. Но больше всего мне нравилось засыпать под стук вагонных колес.
Я стала взрослой, перестала любить верхние полки, чай пью уже без сахара, но это волшебное перестукивание до сих пор будоражит мое воображение. Еще задолго до того, как я прочла у Виктора Пелевина в "Желтой стреле", что "… конечно, красивее, задушевнее и нежнее всего колеса стучат в России - "там-там". Так и кажется, что их стук указывает в какую-то светлую заревую даль - там она, там, ненаглядная…", мне слышалось что они выстукивают "туда-туда". Скорей туда, где меня ждут Крымские или Карпатские горы, теплое море, яркое солнце и давно любимые или еще незнакомые города, старые друзья, которых я, наконец, собралась навестить, да много еще чего. Поэтому всегда, услышав эти звуки, я замираю в предвкушении счастья, а пропуском к нему служит всего-то бумажный прямоугольник с золотыми буковками "БЧ" в левом верхнем углу.
И вот я в экспозиционном зале. Сначала я даже немного расстроилась, увидев его совсем небольшие размеры, но потом меня ждало удивление и даже восторг от того, как сотрудникам музея удалось разместить в таком крохотном помещении столько интереснейших экспонатов и визуально раздвинуть его пространство.
В экспозиции задействованы даже окна зала. В одном окне помощи фотообоев можно полюбоваться видом на минскую привокзальную площадь, в другое убегает цепочка старых деревянных вагонов. Тут же словно на перроне разместилась деревянная лавочка, станционный колокол, в который били при отправлении поездов еще 1873 года, часы времен молодости наших бабушек.
Чуть дальше разместились инструменты путевых обходчиков, молотки, ключи, фонари. На выставке можно проследить за эволюцией последних начиная свечным фонарем 1860 года, за которым идут керосиновые и более поздние аккумуляторные. Макет сечения рельсов, автосцепка, коммутаторы и переговорные устройства, а вот электромеханический телеграфный аппарат для передачи и приема сообщений знаками кода Морзе. Использовался на железных дорогах Беларуси с 1870 и до 1950 года. Именно за таким сиживали чеховский Иван Михайлович Ять или телеграфист Саша Врублевский – герой одного из моих любимых рассказов Куприна. Рядышком разместились фарфоровая тарелка Николаевской магистрали 1912 года, латунные пряжки с форменных ремней работников железной дороги в разные периоды, жетоны проводников и кондукторов, всего не перечесть.
В экспозиции предусмотрено место и для витрины с редкими книгами на железнодорожную тематику. Тут есть, например, справочник по железнодорожным тарифам Российской империи, инструкция о порядке отправления поездов или материалы к 1-му съезду уполномоченных дорпосоюза Ю.-В.С. ж.д. 1923 г. Начинаешь понимать, что вся история Белорусской железной дороги неразрывно связана с историей нашей страны.
Особое чувство можно испытать рассматривая старые фотографии. Затвор фотоаппарата умеет останавливать время и, благодаря этому, мы можем заглянуть в глаза музыкантам духового оркестра 11-го отдельного железнодорожного батальона г. Минска (фотография 1924 года) или пассажирам поезда Негорелое-Париж (фотографии 1938 года). На снимках можно рассмотреть, как выглядел знаменитый паровоз серии ИС20-201 (Иосиф Сталин), или как встречали Максима Горького на одной из белорусских станций.
Посетить выставку будет интересно и детям, особенно мальчикам. Чего стоит только макет железной дороги, с поездом, горящими фонарями на станции и крохотными пассажирами на лавочках. Кусты, деревья, домики, церквушка размером с ладонь, все как настоящее. А еще есть макеты паровозов и электровозов, товарных вагонов и даже шпалоподбивочной машины, которая, как я узнала, используется для подачи балласта под шпалы. Выставка продлится до 12 декабря.
Надежда Дегтярева, OPEN.BY
Фото автора