Самогонщики как класс теневых бизнесменов

Источник материала:  
25.10.2012 09:27 — Новости Общества

Почти ежедневно сотрудники милиции составляют административные протоколы за изготовление самогона, браги и хранение аппаратов для подпольного производства алкоголя. Однако, несмотря на все старания правоохранительных органов, этот бизнес не умирает, а приобретает новые организационные формы.

Самогонщики как класс теневых бизнесменов

Из истории вопроса

Узнать точную дату, когда самогон появился на территории нынешней Беларуси, за давностью лет невозможно. Разные источники называют разные даты: от XV до XVII веков.

«Самогоноварение, безусловно, давняя народная традиция. Причем традиция всех европейских народов, — говорит философ Владимир Мацкевич. — Самогон — это всего лишь способ приготовления напитка, и он есть везде, где нет виноградников. Шнапс, эль, сливовица, ракия, чача — это все аналоги самогона».

В СССР самогоноварение каралось в уголовном порядке. И, тем не менее, самопальный напиток разливался рекой в радости и в горести, а то и просто так. В деревне самогон, а в городе водка в то время являлись своего рода жидкой валютой. Стоимость многих услуг измерялась поллитровкой.

«В колхозном строе, при отсутствии товарно-денежных отношений, самогон выступал платежным средством, — говорит Владимир Мацкевич. — С зарождением рынка жидкая валюта начала обесцениваться».

«В 1991 году, когда мои родители начали строить дачу, то столярно-плотницкие работы или привезенные сельчанином органические удобрения оценивались исключительно бутылками водки, — вспоминает минчанка Светлана. — Но уже давно жители деревни за свои услуги просят деньги».

«Теперь, в основном, варят самогон для собственного потребления, — уверен Владимир Мацкевич. — У каждой семьи есть свой фирменный рецепт. Хозяйки иногда обмениваются варениями-солениями и самогоном».

Действительно, самогон варят из зерна, свеклы, картошки, яблок и других компонентов, настаивают на ягодах, специях.

Государство во все времена стремилось иметь монополию на производство спиртных напитков. В 90-е годы прошлого века самогоноварение декриминализировали. Теперь предусмотрена административная ответственность за изготовление и реализацию самогона, равно как и за хранение самогонного аппарата.

Между тем, депутаты поднимали вопрос о легализации самогоноварения, но поддержки эта идея не нашла. На абсолютно законных основаниях самогоном угощают в музее «Дудутки» и в национальном заповеднике «Беловежская пуща». Несколько агроусадеб имеют лицензии на производство самогона по оригинальным белорусским рецептам и не только предлагают отдыхающим угоститься, но и дают мастер-класс — обучают, как варить зелье.


Как самогонщиков из лесов выкурили

Самогон чаще всего варят в сельской местности. Большинство — для собственных нужд. Однако есть и профессиональные самогонщики, выпускающие продукт в промышленных объемах. Впрочем, перед законом равны все: хозяйка, сварившая десять литров самогона по случаю семейного праздника, и оптовик, отправивший реализаторам тысячу литров первача.

В административном кодексе указан только минимальный объем готового продукта (5 литров) или полуфабрикатов (30 литров), при обнаружении которых сотрудники милиции фиксируют правонарушение.

За изготовление самогона и хранение оборудования в соответствии с нормами кодекса об административных правонарушениях можно получить штраф до 30 базовых величин, а можно и отделаться предупреждением.

Самогонщиков всех мастей сотрудники милиции выявляют чуть ли не ежедневно.

К примеру, с разницей в один день в Молодечненском районе выявлены два мини-завода по производству самогона. Первый размещался в овраге вблизи деревни Сковородки. Здесь сотрудники милиции обнаружили 2000 литров браги. Полуфабрикат уничтожен, самогонный аппарат демонтирован, что, кстати, потребовало некоторых усилий. Второй завод в лесном массиве вблизи деревни Замостье выявили участковый инспектор милиции и лесничий. В производстве находилось 3000 литров самогонной браги.


Видео предоставлено УВД Миноблисполкома

«В настоящее время в лесу не так уж часто обнаруживаются мини-заводы по изготовлению самогона
, — рассказывает начальник отделения управления охраны правопорядка и УВД Миноблисполкома подполковник милиции Андрей Амбражей. — Дело в том, что без ведома лесника организовать такое производство практически невозможно, а в нашей области принято решение о том, что при обнаружении в лесном массиве мини-завода лесника увольняют, в отношении лесничих принимаются меры дисциплинарного воздействия. Поэтому основная масса самогонщиков ушла из леса».

В 2006 году МВД Беларуси инициировало широкомасштабную борьбу с самогоноварением, подключив к ней сотрудников государственной инспекции охраны животного и растительного мира, представителей лесхозов, МЧС. С этого времени на лесных самогоноваров составлялись административные протоколы всеми ведомствами и за каждое нарушение: разведение огня в лесу, самовольная вырубка деревьев, загрязнение лесных массивов.

Работать в лесу самогонщикам стало проблематично, ведь кроме милиции их «гоняют» и лесники.


Только экономическая петля задушит самогонщика

Теперь самогонщики-оптовики иногда размещают производство в пустующих домах или на заброшенных хуторах, а некоторые — и по месту жительства.

«Участковым инспектором милиции на хуторе Рыды в хозпостройке вблизи дома обнаружен самогонный аппарат и 4000 литров самогонной браги, принадлежащие гражданину Е., 1979 года рождения, неработающему, жителю деревни Вязовец Молодечненского района. Самогонная брага уничтожена. Составлен административный протокол». За скупыми формулировками милицейской сводки — портрет явления.

Справка Naviny.by. С начала года в Минской области изъято и уничтожено почти 236 тыс. литров самогона, браги и спиртосодержащей жидкости (в 2011 году — почти 202 тыс. л). К административной ответственности привлечено 2385 человек.

Самогонщики-оптовики выполняют функции директоров предприятий. Они занимаются планированием работы, нанимают персонал, курируют закупку сырья, налаживают сбыт. Но они же чаще всего и остаются в тени, так как сами лично не таскают мешки с сахаром, огонь в печке не поддерживают. Для работы на своих заводах оптовики в основном нанимают спившихся сельчан, да и само производство нередко размещают на их подворьях.

Мини-заводы и собственное жилье самогонщики охраняют с помощью собак бойцовских пород и современных систем видеонаблюдения. Как говорится, голыми руками таких не возьмешь, но, набравшись терпения, сотрудникам милиции удается застать на производстве и реальных хозяев.

«Как правило, это мужчины трудоспособного возраста, официально нигде не работающие, — отмечает Андрей Амбражей. — Живут эти люди в добротных коттеджах, ездят на дорогих автомобилях».

Как уже отмечалось, в случае попадания с поличным, уничтожается готовый продукт, сырье и оборудование. Плюс назначается наказание в виде штрафа до трех миллионов рублей. Однако все эти потери оптовиками очень быстро «отбиваются».

Насколько самогоноварение выгодный бизнес для правонарушителя можно судить по тому, что себестоимость 0,5 литра самогона — около 5-7 тыс. рублей, оптовая цена — в два раза больше. В розницу бутылка самогона продается фактически по той же цене, что и заводская водка — за 20-30 тысяч рублей.

Здесь стоит сказать о реализаторах самогона: в этот выгодный бизнес втягиваются все слои населения — от пенсионеров до школьников, от учителей и медиков до мелких клерков. Максимальный штраф за незаконную реализацию самопальных спиртных напитков не превышает 10 базовых величин, плюс конфискация предмета продажи.

Экономический ущерб, причиненный государству, учету не поддается, но очевидно, что исчисляться он может в особо крупном размере. Кроме того, львиная доля так называемых бытовых преступлений совершена под алкогольными парами, в том числе самогонными.

Справка Naviny.by. В наркологических диспансерах с зависимостью от алкогольных напитков состоит на учете более 178 тыс. человек. В первый раз поставлено на учет за 5 месяцев 2012 года 10 004 человека.

«Полагаю, такие крайние меры, как уголовная ответственность, не стоит реанимировать, — рассуждает подполковник милиции Андрей Амбражей. — Но необходимы адекватные и жесткие экономические санкции в отношении всех участников самогонного бизнеса».

В Минской области наиболее подвержены самогоноварению в промышленных объемах Молодечненский, Вилейский, Мядельский, Столбцовский и Воложинский районы. Видимо, дело в исторически сложившихся традициях, ведь еще в 30-е годы прошлого столетия местечко Раков Воложинского района было столицей контрабандистов, промышлявших в том числе переправкой через границу спиртных напитков.



Валентин ШОДИН

←Один миллиард рублей за четыре дня сэкономили коммунальщики Могилева в результате отключения отопления в жилом фонде города.

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика