По каким правилам будем поступать в вузы в 2013 году?

Источник материала:  
17.10.2012 14:16 — Новости Общества

По каким правилам будем поступать в вузы в 2013 году?

/

           


По каким правилам будем поступать в вузы в 2013 году?
Минобразования предлагает отменить раздельный конкурс среди выпускников сельских и городских учреждений образования при поступлении в вуз, а детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне конкурса не зачислять. В министерстве также считают, что пора уже ограничить прием на заочное отделение, повысить требования при поступлении на педагогические специальности и еще - внедрить аудио- и видеозапись на всех экзаменах по творчеству. Какие еще изменения предлагает ввести Минобразования в Правила приема в учреждения высшего образования?

Раздельный конкурс

Предложение по отмене раздельного конкурса министерство объясняет так: за последние семь лет проходные баллы абитуриентов - выпускников сельских и городских школ заметно сблизились. Так, если в 2006 году проходной балл сельчан в 28% случаев оказывался равным или превышал проходной балл выпускников городских школ, то в последние два года уже на каждой второй специальности зачисление осуществлялось по общему конкурсу. Показатель увеличился в 1,5 раза.
 
Например, в 2012 г. в Белорусском государственном университете (БГУ) доля специальностей, при поступлении на которые выпускники сельских школ показали более высокие баллы, чем выпускники городских, составила 67% (в 2011-м - 51%). В региональных вузах этот показатель был еще выше.
 
С другой стороны, сейчас "раздельный конкурс проводится при условии, если проходной балл сельских абитуриентов ниже проходных баллов городских, даже если от "сельчан" подано 1 заявление, что искажает иногда принцип справедливости при зачислении", также сказано на сайте министерства. "В ряде случаев горожане, имеющие перевес порядка 100 и более баллов, проигрывали конкурс". Так, в БГУ проходной балл на специальность "Микробиология" для горожан составил 243, а для сельчан - только 134, на специальность "Международное право" - соответственно 374 и 287 баллов.
 
Льготы детям-сиротам - после поступления, а не до

Социальные льготы для этой категории наших граждан Минобразования предлагает перенести на этап после их зачисления. Это, считают там, позволит зачислять в вузы абитуриентов исключительно на основании конкурсного отбора, чтобы льготирование касалось не знаний и способностей, а исключительно социального обеспечения (предоставление общежития, гособеспечение, социальные выплаты, освобождение от оплаты за обучение, льготный кредит и др.).
 
Сегодня при зачислении на отдельные престижные специальности бюджетные места задолго до окончания приема документов закрываются абитуриентами, имеющими право на внеконкурсное зачисление. В результате абитуриенты-льготники зачисляются с невысоким общим баллом, а абитуриенты, имеющие не просто высокие, а очень высокие баллы, не проходят по конкурсу, замечают в Минобразования.
 
Например, в 2012 г. в БГУ на специальность "Социальные коммуникации" при проходном балле 364 вне конкурса были зачислены 3 "льготника" (из числа детей-сирот), набравшие 156, 208 и 296 баллов. В Белорусском национальном техническом университете (БНТУ) при поступлении на специальность "Таможенное дело" абитуриент, набравший 318 баллов, был вытеснен льготником, имеющим только 170 баллов. Аналогичные ситуации неоднократно происходили в МГЛУ на переводческом факультете и факультете межкультурных коммуникаций, в БГУ, БГЭУ, БНТУ и других университетах, приводит примеры Минобразования. "Льгота внеконкурсного зачисления для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, полностью сохранена при зачислении в учреждения среднего специального и профессионально-технического образования", - говорится на сайте.
 
Ограничить прием на заочное отделение

Министерство предлагает ограничить прием на заочную бюджетную форму получения высшего образования. Поступать в вузы на такую форму обучения смогут, в основном, только лица, занятые трудовой деятельностью не менее 10 месяцев. Предложения по введению 10 месяцев обоснованы тем, что это дает возможность абитуриентам, не поступившим в вуз в год окончания школы и приступившим к работе с 1 сентября, на следующий год поступать на заочную форму обучения, считают в министерстве.
 
Среди предложения министерства также:

- введение нормы, разрешающей подачу документов в приемные комиссии доверенными лицами абитуриентов
, которые в период вступительной кампании по объективным причинам, подтвержденным документально (болезнь, международные конкурсы или соревнования и т.п.), не могут подать их лично;

- увеличение нижнего значения тестового балла
, начиная с которого отметка при поступлении в вуз будет признаваться удовлетворительной - с 7 баллов (как было в 2012 году) до 10 баллов (будет в 2013-м).
 
"С поличным": Минобразования предлагает проводить видеозапись экзаменов по творчеству. И аудиозапись тоже

Для абитуриентов, поступающих на специальности культуры и искусства, предлагается ввести единую для всех вузов республики методики подсчета баллов. Имеются в виду те специальности, на которые проводится вступительное испытание по предмету "Творчество". В частности, предлагается распространить действующую в настоящее время в БГАМ и БГАИ методику подсчета общей суммы набранных балов и на другие вузы, осуществляющие подготовку по специальностям профиля образования "Искусство и дизайн", специальностям "Искусствоведение", "Музыковедение", "Архитектура", "Архитектурный дизайн".
 
В Минобразования считают, что при таком подходе 2/3 от общей суммы набранных баллов составит удельный вес вступительного испытания по экзамену "творчество", 1/3 - удельный вес документа об образовании, государственного языка и одного профильного экзамена. Такая схема, по мнению специалистов, будет способствовать притоку талантливой молодежи на специальности культуры и искусства, говорится на сайте.
 
Кстати, предлагается также проводить видеозапись экзаменов по творчеству. Ввести обязательную видео- и аудиозапись при проведении вступительных испытаний по предмету "Творчество" (вокал, танец, исполнительское мастерство и др.) предлагается в связи с тем, что это дает возможность перепроверки результатов.
 
Для белорусов, постоянно проживающих на территории иностранных государств, а также граждан Российской Федерации, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан в министерстве предлагают различные варианты поступления. Так, для белорусов "заложена дополнительная возможность" поступать в учреждения высшего и среднего специального образования на условиях, предусмотренных для иностранных граждан (по результатам собеседования) с более высокой оплатой. При этом количество мест для таких абитуриентов, зачисляемых по результатам собеседования, предложено квотировать. Квоту ежегодно будет определять учебное заведение по согласованию с учредителем. В министерстве также утверждают, что вместе с введением такой нормы сохранен и старый механизм поступления для всех желающих из стран ЕврАзЭС, которые хотят и имеют возможность поступать через конкурсный отбор на бюджетной и платной основе.
 
Абитуриентам - спортсменам высокого класса - дать возможность учиться бесплатно не на спортивных специальностях

Абитуриентам - спортсменам высокого класса, включенным в составы национальных и сборных команд Республики Беларусь, предлагается предоставить возможность получать высшее образование за счет средств бюджета в заочной либо вечерней форме по специальностям, не связанным с отраслью физической культуры и спорта. В Минобразования считают, что именно такая норма "будет способствовать социальной защищенности спортсменов, активно занятых в спорте высших достижений, и позволит им одновременно с подготовкой и участием в Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы получить образование и специальность". Кстати, норма появилась не случайно, а во исполнение "поручения Главы государства, данного на совещании 26 сентября 2011 г. по развитию студенческого спорта".
 
Президент требует повышения требований к педагогическим специальностям

Еще одно нововведение, связанное с поручением президента, - повышение требований к отбору абитуриентов на педагогические специальности. В частности, предлагается при поступлении на педагогические специальности на условиях целевой подготовки предусмотреть, с одной стороны, наличие у абитуриентов рекомендаций педагогических советов учреждений образования, которые они закончили (эта норма будет действовать только в год окончания учреждения общего среднего образования). Если абитуриент закончил учреждение общего среднего образования более чем год назад, он может получить такую рекомендацию в управлении образования.
 
С другой стороны, таким абитуриентам предлагается зачисление без вступительных испытаний победителей (дипломы І, ІІ, ІІІ степени) третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, для которых данный предмет определен предметом первого профильного испытания, а также лиц, награжденных золотой, серебряной медалью или закончивших учреждения среднего специального образования с дипломом с отличием.
 
"Сельскохозяйственных" абитуриентов не хватает?

По предложению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Минобразования также предлагает увеличить прием на условиях целевой подготовки на сельскохозяйственные специальности с 30 до 60%. При поступлении в сельскохозяйственные высшие учреждения образования на получение образования в сокращенный срок предусмотрена сдача только двух вступительных испытаний по профильным предметам.
 
Кроме того, по предложению Минобразования, Минздрава и других ведомств предлагается осуществлять обучение на условиях целевой подготовки по всем специальностям. Заказчикам кадров отбор проводить среди всех абитуриентов, независимо от места их проживания. Для этого предлагается снять ныне действующее ограничение, связанное с проживанием не менее 2-х лет в населенных пунктах с численностью населения менее 20 тыс. человек; в населенных пунктах, расположенных на территории радиоактивного загрязнения, в сельских населенных пунктах.

←Лукашенко пообещал освободить Халип

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика