Белорусы изобрели велосипед для британских «драконов»
Два белорусских эмигранта, обучающихся в докторантуре британских университетов, — Артем Ставенко и Кирилл Чикеюк — на днях выиграли 90 тысяч фунтов в известном телешоу бизнес-идей на телеканале Би-би-си. Белорусы представили потенциальным инвесторам идею использования велосипедов для трансляции рекламы.
Как рассказал Naviny.by Артем Ставенко, Dragons' Den — крайне популярное шоу в Великобритании, которое смотрит пятая часть населения. Попасть на это шоу, по его словам, крайне сложно: проводится оно раз в год, и за один сезон выходит 10 серий. За сезон организаторам поступает более 10 тысяч заявок, но попадает на шоу около 90 человек, однако в конечном итоге инвестиции в свой бизнес получают всего 10-15 конкурсантов, рассказал белорусский участник.
Шоу представляет собой своего рода собеседование начинающих бизнесменов с крупными инвесторами, которых в Великобритании называют «драконами». Инвесторы на шоу просто сидят и слушают идеи от начинающих предпринимателей. Важное условие конкурса заключается в том, что в качестве «драконов» выступают люди, которые добились успеха в бизнесе самостоятельно и сколотили свое состояние «с нуля».
«Они сидят, развалившись в креслах, а презентующие стоят перед ними в позиции подчиненных. Это делает обстановку еще более дискомфортной — рассказывает Артем Ставенко. — Инвесторы задают каверзные вопросы, и нужно приходить на шоу очень подготовленным, чтобы чего-то достичь».
Впрочем, ребята готовились долго и смогли убедить инвесторов в перспективности велосипедной рекламы. Суть бизнес-идеи такова: при движении велосипеда на определенной (невысокой) скорости на его колесах отображает картинка или видеоряд.
Для создания подобной рекламы, помимо велосипеда, необходимы еще светодиодные фонарики, магнит и микропроцессор. Возить с собой компьютер совсем необязательно — он подключается лишь для установки изображения.
Саму технологию придумали не белорусы, а американцы, наши же ребята ее доработали и вывели на рынок. По словам Артема Ставенко, подобную рекламу можно применять, к примеру, для повышения узнаваемости бренда в определенном регионе, а также использовать на свадьбах и вечеринках. «Это производит просто сумасшедший эффект на улицах», — говорит Артем.
Для проведения рекламных кампаний существует два варианта — движущийся и статичный. В первом случае специально нанятый водитель катается на велосипеде по определенным, оговоренным с заказчиком, местам в городе, транслируя таким образом рекламу с колес велосипеда. Во втором случае велосипед будет стоять на специальной подставке в людном месте и показывать рекламу в неподвижном состоянии. Для этого ребята разработали специальное устройство, которое крутит педали стоящего велосипеда.
Оба способа показа велосипедной рекламы можно комбинировать. Кроме того, на велосипедах установлены GPS-навигаторы, чтобы в конце дня заказчик мог увидеть, по каким маршрутам ездил велосипедист.
По словам Артема Ставенко, на использование велосипедов в качестве носителей рекламы ребят вдохновил тот факт, что лондонцы еженедельно совершают до 400 тысяч велосипедных поездок из дома на работу и обратно: «В Европе наблюдается настоящий велосипедный бум. В Великобритании это двойне актуально, поскольку на Олимпиаде наибольшее количество медалей выиграла велосипедная команда. Тут все помешаны на велосипедах. Плюс в Европе повышается интерес к энергоэффективности, и все пересаживаются на велосипеды».
Хотя сюжет об участие белорусов в шоу, показанный на Би-би-си, длился всего 15 минут, на самом деле ребята рассказывали «драконам» о своей идее около двух часов. Спрашивали у белорусов обо всем — об их личном прошлом, об образовании и других заслугах, о финансовых прогнозах — какой планируется оборот, сколько будет чистая и грязная прибыль, какова себестоимость одной рекламной кампании и т.п.
После презентации инвесторы либо говорят конкурсантам I’m out, либо делают конкретное бизнес-предложение. Белорусы получили предложение от трех из пяти инвесторов. Четвертый и пятый сказали, что не заинтересованы в проекте, и после этого заявления они уже не имеют права участвовать в переговорах. Однако после начала обсуждения проекта с тремя согласившимися инвесторами пятый «дракон», по словам Артема Ставенко, пожалел о своем отказе и сказал, что, возможно, это одно из самых больших упущений в его жизни. После окончания шоу инвестор пожелал ребятам удачи. В телевизионную версию шоу этот эпизод, правда, не вошел.
«Это случается очень редко, потому что инвесторы обычно позиционируют себя очень строгими и требовательными, как настоящие драконы», — отметил он.
Обещанные в качестве инвестиций 90 тысяч фунтов белорусы пока не получили — после телешоу их компания проходит этап проверки, и ребята постоянно проводят переговоры с инвесторами. Однако уже сейчас можно говорить о некотором успехе, достигнутом их компанией OldBond, поскольку им поступило большое количество заявок на рекламу от известных брендов. Помимо Британии, ребята планируют сотрудничество, как минимум, еще с одной итальянской компанией в Турине.
Обещанные 90 тысяч фунтов белорусы намерены потратить на закупку новых велосипедов (около 50 штук) и другого необходимого инвентаря, а также снаряжения для переправки рекламных велосипедов в другие города Великобритании. Пока в их фирме работает только 15 «байков».
Оба белорусских «изобретателя» получили гранты на образование и сейчас получают докторскую степень в британских университетах: Артем Ставенко — в Университетском колледже Лондона, Кирилл Чикеюк — в Оксфордском университете. Артем работает над темой газовых отношений между Россией и Европейским союзом, исследовательская работа Кирилла связана с биомедицинской инженерией.
Как видно, учеба белорусов никак не связана с их реальной деятельностью и обычно, по словам Артема Ставенко, научным руководителям не нравится, когда их подопечные занимаются посторонним бизнесом. Но в случае с Артемом и Кириллом университеты довольны, поскольку им тоже достался кусочек славы и пиара.
Анастасия СОЛОНОВИЧ