Какая модель социальной политики необходима Беларуси?
09.10.2012 19:40
—
Новости Общества
Какая модель социальной политики необходима Беларуси?
Проводимая в Беларуси социальная политика демонстрирует ряд успехов, однако ей присуща определенная непоследовательность, а участие государства в ней слишком велико. Такую оценку белорусской "социалке" дала кандидат экономических наук, заведующая кафедрой экономики и финансов Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ Оксана Ерофеева во время своего доклада на II Международном конгрессе исследователей Беларуси.
Не секрет, что белорусская модель экономики позиционируется как социально ориентированная. Оксана Ерофеева провела анализ ее социальной составляющей и выделила слабые и сильные стороны мероприятий, проводимых в защиту наиболее нуждающихся слоев населения.
По мнению исследовательницы, проводимая сейчас в Беларуси социальная политика имеет целый ряд завоеваний и успехов. Так, к несомненным плюсам отнесен тот факт, что она способствует поддержанию стабильности в стране. На заре становления республики была разработана система минимальных социальных стандартов, представляющая собой перечень специальных общедоступных услуг, предоставление которых гарантируется государством. Кроме того, в 2007 году была проведена реформа социальных льгот, связанная в первую очередь с принятием Закона "О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан".
"Если в дореформенный период льготами так или иначе пользовались две трети белорусских семей, то после этих изменений лишь более 40 процентов говорят о том, что они обеспечены льготами", - сказала Оксана Ерофеева.
Чрезвычайно полезным экономист считает развитие адресной социальной помощи, которая после реформы получила большой импульс. Переход к адресной помощи она назвала очень значимым шагом для формирования более эффективной социальной политики по сравнению с тем случаем, когда социальная поддержка осуществляется категориально, то есть направлена на отдельные категории населения (пенсионеров, студентов и т. д.).
Однозначным достижением экономист назвала совершенствование системы оплаты труда, когда государственное регулирование в этой сфере несколько ослабло.
К плюсам Ерофеева отнесла и изменения в системе подоходного налогообложения. Докладчица подчеркнула, что переход на плоский подоходный налог стимулировал вывод части доходов населения из тени.
К плюсам Ерофеева отнесла и изменения в системе подоходного налогообложения. Докладчица подчеркнула, что переход на плоский подоходный налог стимулировал вывод части доходов населения из тени.
"Можно сказать, что проводимая в государстве социальная политика во многом поспособствовала сокращению уровня бедности в стране, - констатировала Оксана Ерофеева. - Так, если в 2000 году почти 42% населения относились к категории бедных, то в 2011 году эта цифра составила лишь 7,3%. Методика подсчета с тех пор не менялась".
Тем не менее, говоря о современных тенденциях, представитель БГУ отметила, что за последний год существенно вырос уровень бедности среди категории населения в возрасте до 17 лет:
"Однозначно к бедным относится все больше семей с детьми, соответственно, под вопрос подпадает формирование национального человеческого капитала в долгосрочной перспективе. Поскольку для этих детей нет достаточной возможности для удовлетворения самых базовых потребностей".
Исследовательница подчеркнула, что несмотря на имеющиеся достижения, белорусская социальная политика насчитывает очень много "но". Одной из проблем, которые нужно решать, она назвала огромное количество нормативных актов, в которых прописаны меры, направленные на отдельные категории граждан. Такая множественность приводит к тому, что все эти мероприятия между собой достаточно слабо скоординированы, и это отнюдь не способствует эффективному распределению ресурсов.
Еще один важный момент - несмотря на заявленную социальную ориентированность, экономист не видит в Беларуси четко выработанной модели социальной политики. Отсутствует и система нормативных актов, касающихся регулирования ее проведения.
Оксана Ерофеева констатирует, что отсутствие четкой стратегии в этой сфере делает проводимую политику непоследовательной. Это выливается в несоответствие принципу адресности. Например, после реформирования системы льгот в ряде городов неоднократно вводился бесплатный проезд для студентов и пенсионеров.
Также, по оценке докладчицы, в нашей республике крайне слабо развита система мониторинга и анализа социальной политики на всех уровнях. Из-за чего экономистам даже сложно оценить, какой объем ресурсов расходуется на социальную политику. Можно, конечно, посмотреть на расходы консолидированного бюджета и оценить, что на их долю приходится около 3% от ВВП страны. Но при этом не учитываются ресурсы предприятий. Кроме того, в Беларуси не проводится оценка эффективности социальной политики. Отсутствие этой оценки приводит к тому, что выделяемые средства достаются порой далеко не самым бедным, как это не парадоксально.
"Мы много говорим об эффективном использовании ресурсов, в то же время помощь в отношении льготных кредитов на строительство жилья оказывается всем семьям с детьми, независимо от их нуждаемости", - привела пример исследовательница.
Но основной проблемой Оксана Ерофеева назвала тот факт, что главным субъектом проведения социальной политики в Беларуси является государство. Для нашей республики характерна патерналистская модель социальной политики, в которой большая часть ресурсов сконцентрирована в государственных фондах, и их распределение проводится при участии органов власти различного уровня. При этом, по ее словам, активность других субъектов, таких как местные сообщества и отдельные граждане, крайне незначительна.
"В разные исторические периоды основными субъектами являлись семья и церковь. Правда, это было достаточно давно. Сейчас ими могут быть некоммерческие организации, в том числе благотворительные и международные, сами работники и работодатели. Этот список можно дополнять", - уверена Оксана Ерофеева.
Сославшись на мнение экспертов, она отметила, что там, где очень много присутствует государства, теряются всякие стимулы к тому, чтобы человек сам отвечал за свою судьбу. Кроме того, в этом случае вытесняются все другие виды помощи или поддержки внутри сообщества. То есть принцип взаимопомощи ослабляется максимально.
Подводя итог, Оксана Ерофеева отметила необходимость формирования более цельной социальной политики в Беларуси. Основная ее стратегия может быть закреплена в специальном Кодексе, на основании которого проводились бы мероприятия в этой сфере. Также экономист отметила необходимость усиления различных субъектов социальной политики.
При этом должна повышаться роль местных сообществ при решении социальных проблем, поскольку многие из них являются локальными. Оксана Ерофеева назвала и конкретные шаги, которые могут поспособствовать им на этом пути.
Для начала местные сообщества могут формировать повестку наиболее важных вопросов, требующих немедленного решения. Также они могут начать оказывать населению различные социальные услуги с позиции волонтерства. И, конечно же, их роль очень велика для контроля качества публичных услуг, оказываемых как со стороны органов власти, так и частных структур.