Назвался вором в законе, а стал стукачом
Интернет-газета Naviny.by провела журналистское расследование, чтобы выяснить судьбу одного из самых таинственных фигурантов многих громких уголовных дел — внутрикамерного агента Рудольфа Гаспаряна. Деятельность такого рода людей строго засекречена, а их жизнь находится в постоянной опасности. По одну сторону закона таких официально называют «лицами, содействующими оперативно-розыскным органам», по другую — стукачами и сексотами…
Справка Naviny. by |
Как оказалось, наш «герой» скончался в безвестности в одном из следственных изоляторов. Его фамилия и прозвище Naviny.by известны, но разглашать мы их не будем даже при том, что они в СМИ назывались. Для простоты назовем сие лицо Рудольфом Гаспаряном по кличке Рудо. Представители криминального мира, да и не только они, готовы были разорвать Рудо на части. А правоохранители берегли его как зеницу ока.
В местах лишения свободы Рудо не без оснований называли внутрикамерным агентом или, как в народе говорят, стукачом. Правда, по свидетельству людей, которые с ним сталкивались по воле случая, и оперативных сотрудников СИЗО, Гаспарян добивался результатов в своей «работе» не путем налаживания доверительных отношений с сокамерниками, а с помощью кулака и психологического давления. В этом он так переусердствовал, что в итоге его, что называется, расшифровали.
Сделали это родственники фигурантов громкого коррупционного дела. Как рассказывал один из них журналистам, Гаспарян кочевал из камеры в камеру подследственных, которые своей вины не признавали, и использовал любые методы, чтобы добиться «нужных» показаний: избивал и запугивал. Более того, в распоряжении родственников оказались копии записок, в которых Рудо поучал неопытных арестантов, какие именно показания следует давать на следствии.
Позже Рудо привлекли за это к уголовной ответственности. Он обвинялся в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 154 УК (истязание); потерпевшими по делу проходили не менее шести человек. Но судом, как ни странно, он был полностью оправдан. Возмездие его настигло, по сведениям Naviny.by, в октябре 2011 года в Жодинском СИЗО. Говорят, Рудольф умер от передозировки наркотиков.
В ходе поиска биографических сведений Рудо Naviny.by обращались за информацией к неофициальным источникам, понимая, что в госструктурах на эту тему с нами разговаривать никто не будет. «Родословную» Рудо выяснить не удалось: откуда он взялся и на чем попался — неизвестно. Но кое-какие вехи его «деятельности» позволили выдвинуть версию о причинах, побудивших Гаспаряна переквалифицироваться в стукачи.
Говорят, взяли его на какой-то мелочи, а в камере следственного изолятора он, чтобы придать себе солидный статус, назвался вором в законе. Братва, как говорится, прогнала информацию по своим базам и выяснила, что Рудо самозванец. За то, что он присвоил себе не принадлежащее по законам воровского мира, ему полагалась смертная казнь. Якобы, чтобы избежать расправы Гаспарян и согласился на сотрудничество с оперчастью. Так он, возможно, стал внутрикамерным агентом.
К месту заметить, в беседе с одним, скажем так, представителем белорусского криминального мира, журналисту открытым тестом сообщили, что если бы была возможность разобраться с Рудольфом «по понятиям», то это давно бы произошло.
Свой второй смертный приговор от рук криминалитета Рудо «заслужил» несколько лет назад в судебном процессе, который проходил в Гродненской тюрьме. Тогда в суде он выступил в качестве потерпевшего и дал показания против криминальных авторитетов, которые его якобы избили. Наверное, в той ситуации у него не было выбора. Авторитеты же свой срок уже отмотали и вполне могли отомстить на свободе. Однако от таких встреч агента оберегали его покровители. Поэтому единственным безопасным местом для Рудо оставались лишь стены СИЗО, да и то, если он находился в одиночной камере. Где он и закончил свой жизненный путь.
Смерть же его наводит на некоторые размышления. Сам, как говорится, или помогли? Особенно при наличии такого количества врагов. С другой стороны — кому был нужен расшифрованный агент?
Кстати. Нет ничего крамольного в том, что в своей деятельности правоохранители используют так называемых лиц, содействующих оперативно-розыскным органам. Закон позволяет прибегать к таким услугам. Не секрет, что находятся и люди, готовые такие услуги оказывать. К слову, их деятельность за решеткой жестко регламентирована инструкциями. Но это на бумаге. ИПУ «Платформа», занимающаяся защитой прав заключенных, утверждает, что в жизни не всегда происходит по регламенту.
Как сказал директор «Платофрмы» Андрей Бондаренко, сам побывавший за решеткой, довольно широко в наших следственных изоляторах распространены так называемые «пресс-хаты». Это последняя надежда для следователя, который не может доказать вину человека. В таких камерах вина в прямом смысле выбивается кулаками либо под угрозой сексуального насилия. Происходит это до тех пор, пока подследственный не подпишет признательные показания.
По словам Бондаренко, когда он находился в СИЗО на Володарке, он слышал про Гаспаряна, правда, ни разу с ним не встречался. «А вот с людьми его круга мне приходилось сидеть в одной камере, — рассказал Бондаренко. — Они отличаются излишней любознательностью. И таких там очень много».
Виктор ФЕДОРОВИЧ