Девальвирует ли высшее образование его массовость?

Источник материала:  
05.10.2012 09:25 — Новости Общества

 

Белорусская экономика испытывает нехватку рабочих рук, однако система образования сегодня не в состоянии ответить на этот вызов  — профессионально-технические колледжи и другие ссузы по уровню востребованности у абитуриентов безнадежно проигрывают вузам. Появлению этой проблемы во многом способствовал курс государства на массовость высшего образования за счет постоянно расширяющегося набора на платные отделения.

Девальвирует ли высшее образование его массовость?За последние годы в белорусском обществе сложился устойчивый стереотип о необходимости высшего образования для каждого работоспособного человека. Об этом свидетельствует и опрос сотрудников компаний, проведенный HeadHunter Беларусь (проект RABOTA.TUT.BY).

Большинство респондентов — 80% — считают высшее образование необходимым для себя и своих детей: 39% из этого большинства отметили, что высшее образование не должно быть массовым, аргументируя это тем, что не все предрасположены к учебе в вузе. А 38% из тех, кто сам стремится к получению вузовского диплома, считают не менее важными и рабочие специальности, так как экономика держится на производстве.

Действительно, рынок труда Беларуси традиционно ориентирован на рабочие профессии, которые составляют почти 80% от общего количества вакансий. Практически повсеместно устойчивым спросом пользуются строители, водители, слесари, швеи. Среди специалистов востребованы прорабы, инженеры, врачи. В сельской местности в дефиците механизаторы, трактористы, операторы машинного доения, животноводы, ветврачи, зоотехники. Наименее востребованы на рынке труда бухгалтеры, учителя, экономисты, юристы.

При этом большинство опрошенных стремятся овладеть профессией, которая позволит работать в офисе. Высшее образование, по их мнению, дает возможность реализовать свои способности (39%). Считается также, что общество не воспринимает специалиста без высшего образования (24%). Вопреки расхожему мнению, что молодежь получает «корочку» под давлением родителей, только 1% респондентов признались, что поступать в вуз они решились по настоянию близких. 7% считают высшее образование важным, так как оно дает возможность не работать физически.

Как показывает опрос, привлечь рабочую силу в экономику возможно повышением оплаты труда — 38% опрошенных согласились бы поменять свою специальность на рабочую, если бы разница в зарплате была очень большой.

Интересно, что среди защитников высшего образования больше тех, кто уже получил диплом, а считают обучение в вузе необязательным для себя и своих детей чаще респонденты со средне-специальным образованием.

Кроме того, что массовость высшего образования привела к проблеме дефицита специалистов рабочих профессий, есть мнение, что массовость еще и обесценивает высшее образование.

Однако, как считает эксперт в сфере образования, преподаватель Европейского гуманитарного университета Андрей Лаврухин, при всех негативных моментах массовость сама по себе не влияет на качество образования.

«Это происходит в силу ряда других факторов, например, коммерциализации образования, которая ведет в университетах к негласному запрету на отчисление студентов за плохую успеваемость. Преподавателям порой видится, что это огрехи массового образования, однако дело не в этом. Студент приносит деньги, вот его и держат в вузе», — отметил Андрей Лаврухин.

В качестве примера эксперт привел Германию, где нет проходного ценза при поступлении в вузы, однако условия учебы достаточно жесткие, и уж точно студента не будут держать только потому, что он платит за обучение.

Большинство тех, кто говорит, что массовое образование убивает высшую школу, ориентируются на традиционные формы университетов, отмечает Андрей Лаврухин. Но сегодня в образовательной сфере появляются и активно используются новые технологии. Другое дело, что «консерватизм академического сообщества сдерживает введение в общеупотребительные практики новых форм обучения, что особенно заметно при организации дистанционного обучения».

Таким образом, отмечает эксперт, не стоит считать массовость высшего образования причиной тех проблем, в которых виновато, в первую очередь, само академическое сообщество.



Елена СПАСЮК

←Белорусские десантники примут участие в международных учениях в Казахстане

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика