Распределение решает не кадровые, а идеологические проблемы
Система распределения выпускников вузов и ссузов будет применяться, пока работодатели не заявят о готовности решать проблемы укомплектованности кадрами самостоятельно посредством найма работников на свободном рынке труда. Такую позицию сегодня занимает государство. Независимые же эксперты считают подобные методы анахронизмом.
Распределение является социальной гарантией выпускнику получения рабочего места и направлено на обеспечение кадровой потребности экономики, подчеркнула 3 октября на пресс-конференции в Минске главный инспектор отдела высшего образования Министерства образования Ольга Мущинская.
По ее словам, заказчиком кадров может стать любая организация вне зависимости от формы собственности и ведомственной принадлежности, подавшая заявку в вуз на подготовку специалистов или заключившая договор о взаимодействии при их подготовке. Приоритет в получении кадров имеют организации, обладающие статусом заказчика, отметила чиновник.
Однако решает ли практика распределения выпускников кадровую проблему в стране?
«Выпускники вузов и ссузов занимают низовые должности, и, естественно, только с помощью молодых специалистов все кадровые проблемы решить нельзя», — отметила Ольга Мущинская. Таким образом, речь идет, подчеркнула специалист, не о решении с помощью распределения всех кадровых проблем, а о молодом пополнении организаций.
Молодых специалистов используют как дешевую рабсилу
Только от заинтересованности конкретного нанимателя и созданных им условий зависит, останется ли молодой специалист работать в организации, считает Ольга Мущинская. По ее словам, далеко не все наниматели заинтересованы в закреплении кадров.
Согласно неофициальной информации, поступающей в ведомство от выпускников и их родителей, «многих нанимателей устраивает ситуация, когда дешевая рабочая сила в лице молодых специалистов используется в течение нескольких лет, а затем они увольняются из-за того, что не видят перспектив для работы в этой организации». Наниматель не видит проблем в этой ситуации, поскольку ежегодно по распределению набирает новых выпускников.
Например, в системе образования место работы после окончания срока распределения меняют 7-8% молодых специалистов. Однако министр образования Сергей Маскевич не склонен драматизировать ситуацию, так как «это внутренняя текучесть кадров в самой системе». «То есть это означает, — пояснил министр, — что после отработки обязательного распределения, например, молодой специалист переходит на работу из села в район или город».
Схожая ситуация и в системе здравоохранения. «Все выпускники готовы работать в любом населенном пункте Беларуси, где есть метро», — шутит по поводу обязательного распределения первый проректор Белорусского государственного медицинского университета Сергей Жаворонок.
По его словам, в вузе распределение осуществляется с учетом пожеланий выпускников и заявок нанимателей. Лучшие места занимают студенты с самой высокой успеваемостью. Большинство выпускников отрабатывают положенный срок по распределению, случаи отказа редки, как и случаи доведения дела до суда. «У нас не возникает больших проблем с отработкой и возвращением средств за обучение», — сказал первый проректор БГМУ.
Необходимость вернуть государству средства, затраченные на обучение — серьезный повод для выпускников, чтобы не отказываться от распределения. Тем более что суммы компенсации нешуточные. Начиная с этого года, когда договора стали заключать и со студентами, обучающимися на бюджете, каждый сам способен прикинуть, во что может вылиться желание уйти после получения диплома на вольные хлеба.
По словам министра образования Сергея Маскевича, по нынешним меркам «обучение одного студента-бюджетника в вузе обходится государству от 18 млн. рублей». Но это как средняя температура по больнице, а ценовая вилка весьма широка — от 14 млн. рублей в Барановичском госуниверситете до 30 млн. рублей в БГУ. Причем в случае чего сумму, которую студент должен будет вернуть в бюджет, пересчитают с учетом так называемых фактических расходов.
Вместе с тем эксперт Агентства гуманитарных технологий Светлана Мацкевич считает распределение давно устаревшей мерой, пережитком советских времени. Рассчитывать, что распределение сейчас каким-то образом урегулирует процессы на рынке труда в государственном секторе, по ее мнению, наивно. Светлана Мацкевич не исключает, что Минобразования не отказывается от этой системы «для сохранения идеологического контроля и зависимости студентов от решений государства».
В настоящее время выпускник бюджетного отделения дневной формы обучения вуза отрабатывает по распределению два года, а ссуза — один год. Вопрос об изменении законодательно закрепленной нормы в сторону увеличения или уменьшения срока отработки в Минобразования не обсуждается.
Елена СПАСЮК