Что мы помним из школьной программы, или закон Парето в образовании
29.09.2012 09:00
—
Новости Общества
Что мы помним из школьной программы, или закон Парето в образовании
Можно ли считать нормальной ситуацию, когда большинство взрослых людей помнят не более 20% того, чему их учили в школе?Или это проявление универсального закона, с которым невозможно бороться?
Закон Парето, или принцип 20/80 — эмпирическое правило, названное в честь экономиста и социолога Вильфредо Парето. В наиболее общем виде закон формулируется так: "20 % усилий дают 80 % результата, а остальные 80 % усилий — лишь 20 % результата".
На Западе закон Парето часто используют в программах подготовки различных специалистов, в первую очередь, менеджеров, маркетологов. Его рекомендуют как инструмент для повышения эффективности деятельности и оптимизации её результатов. Правильно выбрав минимум самых важных действий (задач) и сосредоточившись на их выполнении, можно быстро получить значительную часть от планируемого полного результата. При этом часто бывает так, что дальнейшие усилия и улучшения неэффективны и существенно результат не меняют.
Приводимые в законе Парето цифры приблизительны. Иногда распределение бывает и более жестким (10/90 или даже 5/95). Выбор чисел 20 и 80 является данью заслугам Парето, выявившему в XIX веке конкретную структуру распределения доходов среди итальянских домохозяйств, которой и было свойственно сосредоточение 80 % доходов у 20 % семей.
Принцип 20/80 носит универсальный характер, и его часто применяют для самых разных ситуаций. Вот несколько известных, недоказуемых, но интуитивно принимаемых вариантов:
20 % людей владеют 80 % богатств, а остальные 80 % людей – лишь 20 %.
20 % людей используют 80 % возможностей редактора MSWord, а остальные 80 % людей – лишь 20 %.
20 % книг прочитано в 80 % всех случаев прочтения, а на остальные 80 % книг приходятся оставшиеся 20 % случаев.
20 % земной территории содержит 80 % запасов полезных ископаемых, а остальные 80 % территории – лишь 20 %.
Читатель и сам может продолжить этот список, придумав пример подобного распределения из близкой ему сферы деятельности.
Наша сфера деятельности – образование. И что интересно, мы нашли для нее только один вариант формулировки принципа 20/80.
20% детей используют 80% возможностей, предоставляемых системой образования в данной стране, а 80 % детей – лишь 20 % возможностей.
Оспаривать это утверждение смысла нет – оно вполне походит на правду. Но из него сложно сделать вывод для себя каждому отдельному человеку. А вот несколько других вариантов, как нам кажется, имеют большую практическую значимость.
20% людей используют после школы 80% полученных знаний, а 80 % людей – лишь 20 %.
Эту мысль в той или иной интерпретации не раз повторял себе и знакомым каждый из нас. "И зачем только я это учил!?" - так примерно часто звучат в разговорах на кухне воспоминания о школьных годах.
Пойдем дальше.
20% пройденного учебного материала используется при прохождении 80% нового материала, а 80 % пройденного материала – лишь при прохождении 20 % нового.
Вот простой пример, поясняющий данное утверждение. Школьника научили считать в начальных классах, и этим умением он пользуется практически на каждом уроке математики вплоть до выпуска из школы. А вот пройденные задачи на совместную работу для усвоения нового материала не нужны. И сегодня читатели вряд ли вспомнят, что это такие и с чем это едят.
Еще одно утверждение, помогающее критическому осмыслению ситуации в современной общеобразовательной школе.
20% учебных усилий оставили у школьника в голове 80 % знаний и умений, 80% учебных усилий – лишь 20 %.
Закон Парето часто критикуют, предупреждая о недопустимости механического подхода к принятию последующих решений. Суть критики примерно такая. Хорошо, мы отказались от 80 % неэффективных действий. Но к оставшимся 20 % тоже можно применить принцип 20/80, тем самым повысив эффективность. А потом еще раз, и еще. В итоге останется одно, самое эффективное действие. Которое, понятно каждому, никаких результатов не даст.
Сторонники соглашаются: эмпирический закон нужно применять осторожно, разбираясь в каждой ситуации отдельно. Разбираться с применением закона Парето в образовании – это тема докторской диссертации по педагогике. Приведем лишь несколько соображений.
Наверное, самое глупое, что можно предложить, звучит так: "Давайте пересмотрим школьную учебную программу и оставим в ней лишь 20 % действительно нужного учебного материала!" Ни к чему хорошему это не приведет – уровень школьного образования упадет в разы.
Не менее глупо полностью игнорировать принцип 20/80, утверждая, что его проявлений в системе образования нет и быть не может. Так, правда, никто пока не утверждает. Пока об этом просто никто не думает и не говорит.
Мы бы предложили следующее.
Школьникам, хотя бы в старших классах, нужно помочь задуматься, какие 20% школьных знаний наиболее пригодятся им в дальнейшей жизни.
Это могли бы сделать работодатели, сформировав для каждой популярной специальности перечень наиболее важных школьных знаний и умений.
Школьники должны осознанно уделить таким знаниям дополнительное внимание и время.
Родителям стоит заранее, а не только в выпускных классах, позаботиться о дополнительных инструментах помощи своему ребенку по выделению и усвоению наиболее важных знаний, умений и навыков.
Тем, кто предоставляет на рынке дополнительные образовательные услуги (курсам, репетиторам) стоит подумать о формировании новой ниши.
Система школьного образования должна подумать о механизмах, которые бы позволили нивелировать проблемы, вытекающие их принципа 20/80. Например, ввести в конце года в каждой параллели по ключевым предметам письменный экзамен с жесткими временными ограничениями, включающий только наиболее значимые умения и навыки.
Со своей стороны проект REPETITOR.TUT.BY, запущенный при поддержке ассоциации "Инфопарк, белорусского портала TUT.BY, ОАО "Технобанк" и ИП "Велком", с этого учебного года активизирует разработку учебных тренинговых курсов, которые помогут осваивать наиболее важные элементы школьной программы с помощью Интернет-технологий.
Официальные партнеры проекта
Генеральный партнер проекта