Работа воспитателя сложнее, чем у авиадиспетчера
По случаю Дня работников дошкольного образования, который 27 сентября официально отмечается в России и неофициально – у нас, корреспондент «Знаменки» провела пару часов в детском саду и убедилась в том, что работа воспитателя тяжелее, чем у кузнеца, и сложнее, чем у авиадиспетчера.
«Если ваш ребенок холерик, бессмысленно заставлять его успокоиться»
По статистике, пятилетний ребенок задает в день около четырехсот вопросов, но для Инны Жданович эту цифру можно смело увеличить в двадцать раз: вот уже много лет моя собеседница работает воспитателем Дошкольного центра развития ребенка № 26, где учит доброму и вечному сразу два десятка юных минчан. «Честно говоря, некоторые вопросы до сих пор ставят меня в тупик, – признается Инна Александровна, за которой прочно закрепилась слава одного из лучших специалистов столицы. – К примеру, недавно один из воспитанников спросил: «Почему луна не падает?» Я-то, конечно, понимаю, в чем тут дело, но как объяснить пятилетнему малышу законы гравитации?»
Беседуя, мы с воспитателем поднимаемся в группу, где любой человек с ростом от 160 и выше невольно чувствует себя гулливером: стульчики – по колено, шкафчики – по пояс, крошечные чашки и тарелочки – словно из кукольного сервиза. И хотя жители этого небольшого государства пока еще с трудом достают до дверной ручки, у каждого из них уже хорошо виден характер. «Я считаю, что основные черты формируются до трех лет, и изменить их потом уже сложно, – говорит Инна Александровна. – Я хорошо помню мальчика двух с половиной лет, который не разрешал воспитательницам ни вытереть ему перепачканный кашей подбородок, ни подтянуть колготки, заявляя: «Не нада, я сям!» Разве это не сформированная личность? Поэтому если, к примеру, ваш ребенок холерик, бесполезно насильно усаживать его за стол и заставлять раскрашивать картинки – от этого он не станет спокойным и покладистым. Лучше научитесь направлять его энергию в мирное русло – отдайте его в спорт, играйте с ним в подвижные игры, и тогда, возможно, вам больше не придется ругать его за разбитые вазы и разобранные игрушки».
«А у меня молодые кроссовки – потому что новые»
В группе № 11 жизнь идет своим чередом: кто-то делит куклу, кто-то ищет под столом деталь от конструктора, а две девочки, которых родители недавно определили на гимнастику, начинают наперебой демонстрировать нам с фотографом мостики и шпагаты. «Это они сейчас такие активные, а посмотрели бы вы на то, какие они были в первые дни – тихие, растерянные, многие даже боялись без разрешения присесть на стульчик, – рассказывает Инна Александровна. – К примеру, Коля, наш главный активист, на первых порах делал все молча – и играл, и кушал, и одевался. И то, что он сейчас смеется и балуется, – это уже большое достижение. Есть дети, которые в первые дни стараются найти себе укромный уголок, где бы их никто не трогал. Помню, спрашиваю у новенького: «Егор, ты где?» – «Под кроватью». – «А что ты там делаешь?» – «От вас прячусь».
Кстати, если раньше Инна Александровна пыталась держать детские афоризмы в голове, то в последние годы она предпочитает их записывать – возможно, когда-нибудь ей удастся издать книжку вроде знаменитой «От двух до пяти». «Помню, как девочка из моей группы как-то похвасталась: «Инна Александровна, а у меня молодые кроссовки!» – «А почему они молодые?» – «А потому что новые!» Или как-то Егор не желал вставать с кровати, а когда мы попросили его подниматься побыстрей, он с достоинством ответил: «Я не могу, я не в себе!»
«Современные дети в пять лет знают столько, сколько мы не знали даже в восемь»
Отдельная тема для разговора – детские игры. По словам воспитателя, если раньше ребята охотно играли в магазин, продавая друг другу пластмассовые фрукты и овощи, то сейчас они изображают салон красоты, делают вид, что расплачиваются пластиковыми карточками. Причем интерес к денежной теме настолько велик, что сотрудники центра специально соорудили для них картонный банкомат, который с недавних пор стал неотъемлемым атрибутом любой игры. «И мечты у детей тоже изменились, – рассуждает Инна Александровна, – если раньше все мальчики мечтали быть космонавтами и пожарными, то сейчас – исключительно бизнесменами и банкирами. Впрочем, это не значит, что за последние двадцать лет дети стали хуже, приземленнее, – наоборот, они учат иностранные языки, хорошо разбираются в технике и уже в пять лет знают столько, сколько мы не знали даже в восемь…»
Через два часа, с непривычки устав от активного детского внимания, мы с фотографом наконец возвращаемся в редакцию – вымотанные, но проникшиеся огромным уважением к белорусским воспитателям – этим добрым и терпеливым людям, которые тратят столько времени и душевных сил на то, чтобы наши дети были лучше нас.
Виктория КРУПЕНЬКОВА, фото Дмитрия ЕЛИСЕЕВА, «ЗН»
Что делать, если...
…маме пришла пора выходить на работу, но ребенок начинает плакать при одном только упоминании о детском саде.
«Многие родители, порой того не понимая, сами настраивают малышей против детского сада, пугая их: «Вот пойдешь в сад, там тебе никто не даст игрушки разбрасывать» или «Воспитательница не мама, она не станет кормить тебя с ложечки – будешь ходить голодным», – говорит воспитатель с 25-летним стажем Инна Жданович. – В результате ребенок начинает воспринимать детский сад как некое наказание, и нет ничего удивительного в том, что он боится туда идти. Чтобы избежать слез и истерик, родители должны говорить о саде только приятное: «Там есть много игрушек, которых у тебя нет», «В детском саду очень интересно: вы будете гулять на свежем воздухе, рисовать, лепить из пластилина». А для того чтобы малыш окончательно поверил, что там не страшно, прежде чем отдавать его на полный день, придите сюда с экскурсией, чтобы он мог привыкнуть к обстановке, познакомиться с воспитателями, с другими детьми. Кстати, малыши часто боятся, что, приведя их в сад, родители не станут забирать их обратно, поэтому мы советуем мамам и папам специально подвести детей к закрытию, чтобы они могли убедиться в том, что навсегда здесь никого не оставляют».
…ребенок кричит на весь магазин, требуя очередную куклу или машинку, о которой он забудет уже через пять минут.
«Эту проблему в одночасье не решить: видимо, мама до этого позволяла малышу брать с полок все, что заблагорассудится, и теперь он просто не понимает, почему ему отказывают. Самое главное в этой ситуации – не просто сказать ребенку «нет», а объяснить – почему. Например: «Я взяла с собой деньги только на продукты, и если мы сейчас купим тебе машинку, то останемся без ужина» или «Ты, наверное, забыл, что у тебя уже есть похожая машинка: давай сегодня достанем ее из дивана и вместе поиграем в гонки». Когда будете приводить ребенку свои доводы, не забудьте опуститься на корточки и заглянуть малышу в глаза – это лучший гарант того, что вас услышат».
…ребенок дни напролет смотрит мультики, не желая ни рисовать, ни гулять на улице.
«В этом виноваты сами родители: им порой проще включить ребенку телевизор и спокойно заниматься своими делами, чем вместе с ним вырезать, лепить, клеить. Поверьте, любой ребенок готов выключить на середине самый интересный мультфильм, если вместо этого мама предложит ему заняться чем-нибудь вместе – порисовать красками, слепить снеговика, испечь пирог. Если у малыша не будет дефицита внимания, то болезненное привыкание к мультикам исчезнет само собой».