Белорусский туризм спасут соседи и "деньги с неба"
Москвичи любят Беларусь за наши санатории, в которые можно приезжать на три месяца и отдыхать на полную катушку, между делом за бешеные "бабки" сдавая в это время свои "белокаменные" квартиры. Они любят проводить Новый год в наших агроусадьбах, снимать здесь коттеджи, гулять по ресторанам со смешными по их меркам ценами и знакомиться с очаровательно неразбалованными белорусками. Познав однажды такой рай, вряд ли поверишь в существование его тени, и точно не сразу поймешь: хвалебная неразбалованность - лишь следствие того, что баловать нас, милых, нежных и скромных, просто некому.
Тем не менее, приятно, что кому-то здесь нравится и, что сегодня вместе со всем миром мы отмечаем Всемирный день туризма.
За минувший год Беларусь чаще всего посещали граждане Украины, России, Литвы, Польши, Молдовы, Латвии, Германии, Грузии. Если верить информации, предоставленной директором департамента по туризму Министерства спорта и туризма Вадимом Кармазином, за первые 7 месяцев текущего года Беларусь на треть увеличила доходы за счет интуристов.
Экспорт туруслуг за январь-июль 2012 года составил 113,9 миллионов долларов, тогда как за первые 7 месяцев прошлого года он не превышал 84,8 миллионов. Больше всего доходов от интуристов приходится на Минск, доля которого в экспорте белорусских туруслуг превышает 50%.
К концу 2015 года экспорт туруслуг должен составить 480 миллионов долларов в год. По сравнению с 2010 годом он должен вырасти в 3,5 раза.
Директор департамента подчеркнул, что количество иностранных туристов, посещающих Беларусь, увеличивается. Кроме того, растет спрос на внутренний туризм.
Если дела обстоят именно так, значит сейчас логично увеличить силы и, соответственно, затраты на укрепление позиций и развития внутриреспубликанских проектов. Нужно заниматься культурным наследием, следить за гостиничным делом, развивать инфраструктуру.
- Внутренний туризм в Беларуси планируем освободить от НДС, - заявил Вадим Карамзин. - Предприниматели, оказывающие туруслуги внутри страны, освободятся от этого налога.
Указом №371 "О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь" от обложения налогом на добавленную стоимость уже были освобождены обороты по реализации оказываемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями услуг по организации путешествий иностранных туристов в пределах Беларуси. Теперь эту льготу планируется распространить на внутренний туризм, то есть случаи, когда услуга по организации путешествий в пределах республики оказывается белорусам.
- Сейчас готовится ряд подзаконных актов, и со следующего года эта норма будет введена в действие, - подчеркнул директор департамента.
Во всем мире наиболее прибыльной считается сфера въездного туризма.
- В основном на "выезд" у нас работают за комиссионное вознаграждение. Гораздо проще отправить одного человека, взять определенную сумму комиссионного вознаграждения, чем собрать целый автобус людей и разработать программу, - объяснил Вадим Карамзинн. В прошлом году 749 туристических предприятий отчитались перед Белстатом. И только около 15% из них занимаются въездным туризмом.
- Если говорить о том, какой турист предпочтительнее для Беларуси, то в государственной программе и в предыдущих ее редакциях указано, что приоритетными рынками для нас являются страны-соседи и страны Евросоюза, потому что это наиболее платежеспособное и часто путешествующее население, - отметил специалист. - Просто так игнорировать данный рынок мы не можем. Зачастую нам рекомендуют сотрудничать с Индией, еще с кем-то. Да, это нужно, но это настолько удаленное направление. Все же начинать нужно с соседей.
А чтобы с соседями ладить, нужно не забывать про их интересы (природа, домики, угощения). Так, в Беларуси официально запущен проект Агентства США по международному развитию (USAID) "Местное предпринимательство и экономическое развитие. Реализован он будет на территории Брестской и Гродненской областей. Он направлен на то, чтобы стимулировать экономический рост и развитие регионов путем поощрения субъектов агроэкотуризма.
Вадим Кармазин отметил, что в Беларуси впервые реализуется столь масштабный проект международной технической помощи, направленный на развитие агроэкотуризма. Он дополняет государственные программы и проекты (включая Национальную программу развития Припятского Полесья), которые закладывают основу для развития сельского и экологического туризма в Беларуси.
- Мы не планируем останавливаться на этом и рассчитываем перенести положительный опыт на другие регионы республики, - пояснил директор департамента.
Временный поверенный в делах США в Беларуси Итан Голдрич подчеркнул, что этот проект будет ко всему прочему способствовать привлечению иностранных инвестиций в Беларусь.
- Беларусь поставила перед собой цель войти в тридцатку стран с наилучшими условиями ведения бизнеса, - пояснил он. - Это во многом зависит от тех условий, которые будут созданы для развития предпринимательства в стране.
Но нельзя забывать и о том, что помощь со стороны – всего лишь помощь. Основные задачи следует решать самостоятельно. Например, улучшать инфраструктуру, которая занимает у нас не самые выгодные позиции. Дешевые кафе (которые к вечеру забиты) и санатории в стиле "совдеп" удовлетворят далеко не все потребностей соседей, которым надо, как гостям, угодить.
И если туризм в Беларуси имеет статус одного из главных государственных приоритетов, как везде говорят, нужно не забывать об этом.
Сегодня наша страна единовременно может принять 29 тысяч туристов, и мы должна научиться обеспечивать их всем, чем полагается.
Уже функционирует: 317 гостиниц, 32 гостиничных комплекса, 2 мотеля и 93 других подобных объектов. В первом полугодии текущего года белорусские достопримечательности посетило более 5 миллионов туристов. Среди объектов, которые посетили свыше 300 тысяч экскурсантов, можно выделить Брестскую крепость,
Национальный историко-культурный музей-заповедник "Несвиж", Гомельский дворцово-парковый комплекс, Мирский замок.
Проводятся работы по приведению в порядок и других объектов исторического наследия. В 2013 году Министерство культуры планирует затратить на это 590 миллиардов белорусских рублей.
По словам заместителя министра культуры Виктора Кураша, ведомство старается всячески стимулировать частных собственников, получивших в пользование объекты историко-культурного наследия, к их достойному содержанию, что выражается в льготах и привилегиях. В прошлом году Минкультуры проводило конкурс на лучший пример охраны исторических памятников. В нынешнем году на аналогичный конкурс подали заявки собственники 17 объектов, и уже подведены его итоги. Минкультуры намерено и в дальнейшем поддерживать, предоставлять как можно больше преференций тем, кто, получив в пользование конкретный исторический памятник, заботится о нем.
Вместе с тем в данной сфере возникает много проблем. Вместе с Генеральной прокуратурой, с которой сотрудничает Минкультуры, регулярно проводятся проверки - по их результатам собственникам выдаются предписания в целях ужесточения контроля за сохранностью объектов. Нарушения проявляются в незаконном размещении рекламы, затмевающей те художественные элементы, которые этот памятник отличают; в доведении объекта до аварийного состояния, так что впоследствии приходится принимать серьезные меры по усилению несущих конструкций, фундамента, перекрытий и т.д. Актуальны также вопросы, касающиеся развития вблизи исторических памятников инфраструктуры (гостиницы, пункты общественного питания, автостоянки, дороги).
По мнению специалистов, сейчас главное сообразить, как реставрировать архитектурные сооружения таким образом, чтобы они не утратили своей аутентичности. Ведь сохранение объектов в первозданном виде впоследствии облегчает специалистам разработку досье для дальнейшего их включения в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Из минусов можно обратить внимание также на недостаточно хорошую разработку в стране туристических маршрутов и нехватку информационных центров, в которых иностранные гости могли бы получить информацию о белорусских достопримечательностях.
У нашего туризма неплохое будущее, даже если ориентироваться на вкусы и потребности гостей из соседних стран. Но поставив задачи, нужно стремиться к их выполнению, а на это нужны немалые деньги.
Станет ли Беларусь оазисом путешественников в самом центре Европы или нет – конечно, покажет время. Любые препятствия при въезде и нахождении в стране, любые недочеты в строящихся гостиницах и очереди в банках только оттолкнут туристов. Ну и да, одними "ночлежками" да домиками в деревне сыт не будешь, наступит время, когда люди устанут и от этого спокойствия, тогда потребуется "движуха", которой на сегодня у нас даже и не пахнет. Слабо придумать что-нибудь новенькое?