«В городах живут с горячей водой, а мы добываем ее из колодца и греем бойлером…»
Опыт сельчан, которые не сидят на лавочках
Обычно вы, уважаемые читатели, откликаетесь на какую-либо острую, задевшую за живое публикацию. А вот Лилия свое обращение-комментарий так и назвала — «О сельском бизнесе». Имея в виду одноименную постоянную рубрику «БН»:
«Белорусскую ниву» читаю давно. С особым интересом — рубрику «Сельский бизнес». В ближайшее время планирую перебраться на жительство в деревню на Гродненщине, где у меня имеется хутор с большим садом, постройками, есть и земельный участок. Так как я еще не пенсионерка, уже теперь задумываюсь, а чем буду зарабатывать, осев на земле? Публикации «БН» на эту тему вдохновляют многое попробовать. Жду таких статей с нетерпением. Правда, заметила, в последнее время их стало поменьше. Огромная просьба: сегодня, когда жители городов довольно часто меняют место жительства и возвращаются в родительские гнезда в селах, им интересно почерпнуть опыт других успешных бывших горожан, занявшихся сельским трудом. Да и опыт коренных сельчан, никуда не уезжавших, не сидящих праздно на лавочках, — тоже познавателен!»
Лилия, по ее словам, мечтает жить на природе, заниматься полезным трудом, выращивать экологически чистые продукты, и, не исключено, включиться в агротуризм. Что ж, пожелаем ей удачи, а от себя — обещаем продолжить рубрику «Сельский бизнес». Думается, сама Лилия вполне сможет стать героиней одного из будущих очерков «БН». Если не прервет связь с газетой и непременно сообщит нам, когда в ее жизни городской период сменится сельским. Постараемся не упустить этот момент!
По какой цене идет картофель на экспорт?
Одного из наших читателей серьезно задела публикация «Потребкооперация объявляет товарную интервенцию» («БН», № 188 от 8 сентября с. г.). Он даже не поленился посчитать, что в Россию картофель продают по 14 рублей (российских) за кило, в то время как у белорусов его закупают по 2,24 рубля (опять же — российского). Автор реплики, пришедшей на сайт «БН», считает такое положение вещей «несправедливым».
Что ж, резон в таком мнении есть, хотя проблема диспаритета цен и не нова. Равно как и вопрос со сбытом бульбы, выращенной в отечественных ЛПХ. Но ведь существуют разные подходы к решению проблемы! И не всегда нужно ждать, когда к вам придет скупщик, даст самую выгодную цену и избавит вас от всех хлопот. И потом, сегодня не только система потребкооперации закупает у населения картофель — можно попытаться поискать более выгодный рынок сбыта. Другое дело, насколько это все подъемно для частника-«индивидуала»? Не пора ли подумать о создании в вашей округе, допустим, кооператива, объединяющего сразу несколько хозяев ЛПХ? К слову, подобные структуры на местах пока «идут» сложновато. А ведь в случае создания они в каждой конкретной округе могли бы существенно облегчить жизнь селянам, в плане более выгодного сбыта выращенного картофеля, например.
Еще раз о семье Степановых
«БН» подробно рассказывала о затянувшемся решении жилищного вопроса семьи Степановых, которая живет в агрогородке Вишневка, что под Минском. Живейший интерес в читательских рядах вызвала сама личность Валентины Петровны Степановой, которая написала письмо в «БН», надеясь справить-таки новоселье. Свое мнение сегодня высказывает еще один неравнодушный читатель:
«Не могу ничего сказать, нужно ли предоставить новое жилье Степановым или нет. Скорее всего, нужно. Люди работали всю жизнь на земле, вырастили троих детей. Но скандальный характер Валентины Петровны мне лично хорошо знаком. Жили они в Мядельском районе, в деревне — за два дома от нас. Все кабинеты районных начальников посетили, и не раз. Как-то не складывались у них отношения и с односельчанами. Да и работали не сказать чтоб с душой, очень быстро находили тысячи причин для жалоб — и то не так, и это не эдак…»
«Хорошим хозяевам — поощрение…»
Как дальше повышать эффективность агросектора? Об этом речь шла в публикации «На собственную продовольственную безопасность и экспорт должен работать каждый клочок земли. Но пока не работает…» («БН», № 166 от 15 сентября 2012 года). Участники «круглого стола», агроменеджеры из Смолевичского района, заметили: нынешнее хозяйствование на земле нуждается в неких «алгоритмах работы: хорошим хозяевам — поощрение, нерачительным — наказание». На что у нашего читателя нашлось вот такое уточнение-сомнение:
«Боюсь, что наказывать придется многих. В районах ведь хорошо, если 1—2 хозяйства на плаву устойчиво держатся, особенно в районах, где нет крупных промышленных предприятий, готовых, в случае чего, подставить плечо, оказать шефскую помощь».
А когда речь зашла о том, кому нести социальную нагрузку по оказанию помощи сельским пенсионерам, участники «круглого стола» высказали такое мнение:
«Скажем, старушка, имеющая 30—40 соток земли, требует от местных руководителей, чтобы они помогали обрабатывать землю, убирать урожай, а выращенным пользуются дети и внуки, проживающие постоянно в столице и вкладывающие в это ЛПХ минимум труда».
На что в читательской почте находим вот какую реплику-возражение:
«…А тот факт, что старушка на этой земле горбатилась всю жизнь — за трудодни-палочки — уже не в счет? Иные времена, иные порядки? Но нельзя так быстро забывать прошлое! Имея 30 лет трудового стажа в одном хозяйстве, я сегодня не могу допроситься «колхозной» копалки, чтобы растрясти двадцать соток картошки. А тот, кто проработал без году неделю, теперь уже в СПК, — к нему-то копалка заруливает в первую очередь. Потому что он трудится сейчас, хотя, замечу попутно, иногда запивает…»
«Обсудим два варианта?»
Возможное введение в Беларуси норм потребления электроэнергии, дифференцированного расчета за нее, когда придется по льготному тарифу оплачивать только часть, остальное — уже по куда более высоким расценкам… Тема эта горячая, дискуссионная, но, может показаться, мало волнующая сельский люд. На самом же деле среди читателей «БН» нашелся тот, кто в ответ на публикации «БН» «Сколько будет стоить свет?» и «Обсудим два варианта?» (см. №№ 161 от 8 сентября и 163 от 12 сентября с.г.) обращает внимание на следующий аспект проблемы:
«Как-то однобоко все получается… Почему никто не подумал, что в городах люди живут в квартирах с водопроводом и горячей водой, а мы, в деревне, добываем воду насосом из колодца и греем бойлером?! При том, что домой — из-за вечных сельских хлопот — приезжаем обычно к восьми часам вечера, днем электричество практически не тратится, а по вечерам — свет в пустой комнате не оставляем, — потребляем почти 400 кВТ/ч в месяц! Или считается, что сельчане могут принимать душ раз в… неделю? Конечно, понимаем, что повышения цен на коммуналку не избежать, но лучше бы постепенно увеличивать плату, а не вводить льготные и нельготные тарифы…»
Почту читала Инна ГАРМЕЛЬ, «БН»