Пиратский берег, где жемчуг растет
В Рас-эль-Хайме, самом северном из семи арабских «штатов», как и должно быть в восточной сказке, действительно есть все. Природа радует разнообразием: цветущие сады, горы, пустыня, пляжи с белоснежным песком и синие воды Персидского залива.
В 20-х годах прошлого века на территории современных Арабских Эмиратов стали искать нефть. И нашли, причем много. Когда в 1950-х началась ее добыча, местные жители пересели с верблюдов на автомобили, построили вместо троп отличные дороги, а вместо хижин в пустыне – добротные дома. И в 1971 году создали собственное государство.
Сначала в ОАЭ входило шесть эмиратов, а в 1972-м к ним присоединился седьмой – Рас-эль-Хайма. Его одноименная столица – древнейший город в стране, а также известный порт, когда-то считавшийся крупнейшим в Персидском заливе. Главным занятием обитателей этих мест были торговля и мореходство. И когда морские перевозки в заливе прибрали к своим рукам англичане, им не оставалось ничего, кроме как заняться пиратством. А на европейских картах XVIII века появилась надпись «Пиратский берег» – так официально называли земли, где находятся ОАЭ.
Сегодня Рас-эль-Хайма – это абсолютно безопасный современный город-курорт с белоснежными пляжами, огромными торговыми центрами и аквапарками. Рас-эль-хаймовцы гордятся богатой природой своего «штата», Хаджарскими горами на границе с Оманом и самыми чистыми пляжами в стране.
Туристический сезон здесь длится круглый год. Летом температура воздуха достигает 40 с лишним градусов жары, а в зимние дни воздух прогревается «всего лишь» до +25 °С. Так что те, кому уже надоел Египет и Таиланд, смело могут планировать отметить в ОАЭ новогодние праздники.
Ловись, жемчужина!
До того как в Эмиратах нашли нефть, аборигены зарабатывали на жизнь в основном ловлей и продажей жемчуга. Каждое утро мужчины приходили к Персидскому заливу, надевали костюмы из плотного хлопка для защиты от медуз, прищепку на нос – и ныряли за раковинами. Все испортил японский предприниматель Кокихи Микимото, который придумал способ выращивания жемчуга искусственным образом. На удивление всем этот способ оказался даже качественнее природного, что сильно уменьшило заработки жителей Эмиратов. Сейчас в Рас-эль-Хайме на первой в ОАЭ ферме по выращиванию жемчуга производят около 110 тысяч перламутровых шариков в год.
Мои представления об огромном заводе, на котором некий конвейер выпускает заветные бусинки, были разбиты в прах. В действительности процесс изготовления жемчуга намного более «природный». Нас привезли на берег залива и подвели к маленькой будке. «Сейчас я покажу вам, как опытный мастер закладывает имплантат в устрицу!» – сказал экскурсовод.
В будке за письменным столом сидел колоритный седой араб в очках. Перед ним – нехитрые приспособления: ножницы, скальпель, щипчики… Мастер уверенным движением вскрыл раковину устрицы, аккуратно – так, чтобы не повредить моллюска, – положил внутрь маленькую бусинку-«зародыш», закрыл раковину и склеил специальным составом. Далее всех экскурсантов погрузили в лодку и повезли в море – к ловушкам. «Заряженные» мастером раковины заложили в специальную сетку и опустили в воду. Год или два (в зависимости от того, жемчуг какого размера хотят получить) раковины лежат в море. За это время бусинка внутри раковины обрастает перламутром и становится жемчугом.
Люди, я катаюсь на верблюде!
Принято считать, что верблюды – животные медленные. Но видели бы вы верблюжьи бега! Их проводят в Эмиратах в выходные дни с конца октября по апрель. Вздымая пыль, верблюды несутся по трассе со средней скоростью 60–70 км/ч, а параллельно им за заборчиком едут несколько десятков джипов с хозяевами этих верблюдов, подбадривающими своих животных криками. Жокеями здесь служат не люди, а маленькие роботы.
В гонках стартуют одногорбые верблюды, специально разводимые для этих целей. Стоимость одного такого «скакуна» с хорошей родословной достигает миллиона долларов! Но даже самый дорогой из них может окупиться за несколько побед в крупных соревнованиях, которые проводятся в начале и конце сезона верблюжьих бегов. Ведь призовой фонд в них также составляет не менее миллиона долларов. А за второе и третье места хозяевам «скакунов» могут вручить, к примеру, крутой автомобиль или золотую саблю.
Но как на свете без еды прожить?
Выйти из-за стола в ресторане или кафе в Эмиратах слегка голодным, как нам рекомендуют диетологи, нереально. Трапеза здесь обычно длится долго. Если вы закажете полный обед, процедура принятия пищи будет выглядеть примерно так. Сначала улыбчивые официанты мечут на стол хлеб и домашние лепешки, закуски из баклажанов и, конечно, хумус. Устоять перед свежайшим и нежнейшим хумусом невозможно, поэтому, когда приносят суп, вам уже кажется, что вы вполне насытились. Но от супа исходит такой вкусный запах, что рука невольно тянется к ложке. Как правило, первые блюда здесь варят на крепком мясном или рыбном бульоне и добавляют всевозможные бобовые (фасоль, нут, горох) или рис. После супа вы уже точно знаете, что ни за что не сможете съесть сегодня больше ни одного кусочка. Но тут приносят Мясо. Да-да, именно Мясо – с большой буквы. Мусульмане не едят свинину, зато в приготовлении говядины, телятины и курицы им нет равных: шаурма, кебаб, гузи, аль-манди, джадж-таннури… Мясо всегда подается с зеленью. А какая здесь рыба! Барракуда, групер, морской окунь, макрель – все это готовится на углях и подается на больших блюдах.
Открой личико!
Что привезти из Эмиратов? Жемчуг, изделия из керамики, кофе и восточные сладости. Ну и конечно, национальную одежду. Ходить в ней по городу вы вряд ли будете, но для тематической фотосессии, карнавала или домашних ностальгических посиделок она подойдет отлично!
Мужчины здесь носят дишдашу – широкую длинную белую рубашку, на которую повязывают «галстук» в виде шнурка. Женщины же носят все, что захотят, причем самых дорогих марок: Armani, Gucci, Louis Vuitton, Chanel, Lanvin… Но узнать об этом, помимо их родных, могут только другие женщины, да и то лишь тогда, когда окажутся в чисто женской компании – например, в туалете торгового центра. Ведь все это великолепие прячется под черным покрывалом – абайей! Чем тоньше и качественнее материал, чем искуснее на нем вышивка все теми же черными нитками, тем дороже национальный костюм. Стоимость такого платья может доходить до нескольких десятков тысяч долларов. Кому не хотелось хоть раз в жизни почувствовать себя настоящей арабской принцессой? Мне хотелось – поэтому я абайю примерила. Не скажу, что передо мной сразу выстроилась очередь из местных шейхов на «ламборгини», но наши соотечественники смотрели в мою сторону крайне заинтересованно!
Полина ВАЛЕЕВА, ООО «Теленеделя», Москва (специально для «ЗН»), фото Ras Al Khaimah Tourism Development Authority