Найдут ли своего покупателя мобильники белорусского производства?

Источник материала:  
Многие товары белорусского производства, в том числе и сложная бытовая техника, уже завоевали доверие отечественных потребителей...

На недавнем совещании по социально- экономическому развитию страны Президент поставил перед белорусскими предприятиями четкую задачу: выпуск конкурентоспособной продукции, ориентированной прежде всего на импортозамещение и экспорт. Многие товары белорусского производства, в том числе и сложная бытовая техника, уже завоевали доверие отечественных и зарубежных потребителей. А вот ниша производства одного из самых востребованных товаров – мобильных телефонов – в Беларуси до сих пор не заполнена. Кому под силу взяться за производство сотовых телефонов и что для этого нужно, выясняла «НГ».

Жительница Логойска Дарья Давидович в своем письме в редакцию “НГ” рассказала о том, что вот уже полтора года пользуется белорусским мобильником. “Приобрела его в одном из столичных магазинов не только из любопытства, но и решив поддержать отечественного производителя, — пишет Дарья. — Признаюсь откровенно — поддавшись на призыв “Купляйце беларускае!”, чувствовала, что заведомо иду на некоторый риск. Ведь не у кого было даже разузнать, как проявляет себя неброский с виду, по сравнению с импортными аналогами, мобильник. Даже продавец не спешил высказывать в его адрес похвалы и на большинство моих расспросов пожимал плечами, мол, время покажет, что это за ноу-хау”.

Так вот, — читаем далее в письме, — аппарат “Евротеф” от ОАО “Промсвязь” и сегодня исправно работает. Он вполне устраивает меня по техническим характеристикам и дизайну. Зная, что одна из моделей этой марки — Е2 — изготовлена для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями, решила недавно приобрести такой телефон для восьми-десятилетней матери. Дело в том, что клавиатура для набора и дисплей в этой модели больше по размеру, чем на привычных миниатюрных трубках. А главная ее особенность — кнопка SOS для экстренного вызова. Но каково же было мое удивление, когда, заглянув в несколько салонов по продаже мобильных телефонов, я так и не нашла нужную мне вещь. До сих пор не могу понять: то ли отечественные телефоны так быстро раскупают, то ли их больше не выпускают?”.

Партия пробная. И последняя?

Корреспондент “НГ”, подключившись к поиску, также поинтересовалась наличием отечественных мобильных телефонов от ОАО “Промсвязь” в обычных и виртуальных торговых точках.

— Мы уже давно не торгуем белорусскими мобильниками, — вежливо ответила нам продавец одного из столичных магазинов. — Около года назад распродали оставшиеся по цене около 290 тысяч. Больше к нам они не поступали. Покупатели как-то настороженно к ним отнеслись, с недоверием, что ли.

В одном из брестских салонов по продаже мобильных телефонов даже удивились, узнав, что такая белорусская техника вообще существует.

— В продажу поступила только пробная партия телефонов марки “Евротеф” — около семисот штук, — прояснил ситуацию заместитель директора по коммерческим вопросам ОАО “Промсвязь” Александр Зюзькин. — К сожалению, спросом наши аппараты не пользовались. Поэтому мы прекратили их выпуск. Как оказалось, покупатели отдают предпочтение иностранным брендам, готовы для этого даже брать кредиты и платить немалые деньги.

Заграница у нас купит?

Впрочем, это касается не только мобильных телефонов. Недавно Министерство торговли актуализировало перечень товаров, рекомендуемых для производства в стране в рамках программы по импортозамещению. Предприятиям-изготовителям предлагается расширить существующий список еще на 300 товарных позиций. Из них 139 позиций уже производятся в стране, хотя одни — в недостаточном ассортименте, другие все еще не полностью удовлетворяют спрос по отдельным параметрам. В число 163 позиций входят те товары, выпуск которых в Беларуси ранее налажен не был.

Пожалуй, самой заметной стала рекомендация потенциальному производителю белорусских мобильных телефонов. Вместо планируемых ранее 100 тысяч аппаратов в год ставится задача наладить их производство объемом в один миллион штук.

— Предлагая к освоению товары, мы полагаем, что их производство необходимо не только для внутреннего рынка, но и для поставки на экспорт, — пояснила начальник управления потребительского рынка непродовольственных товаров Министерства торговли Республики Беларусь Нина Пашко. — Перечень любых товаров формируется, образно говоря, не с потолка, а на основании изучения потребительского спроса, анализа поступающего импорта, сложившегося уровня продаж. Уточнить необходимые объемы поставок на внутренний рынок можно только после предоставления производителями образцов товаров в ассортименте с указанием технических характеристик, потребительских свойств и отпускных цен.

“Стиралкам” тоже было нелегко...

Как показывает опыт, то, что вчера считалось экономически нецелесообразным для выпуска в стране, сегодня успешно производится. Это, например, энергосберегающие люминесцентные лампы, электросушители для рук и другие товары.

В первом полугодии 2012 года организациями произведено и поставлено на внутренний рынок страны 72 позиции импортозамещающих потребительских товаров из 81-й запланированной.

Что и говорить, еще пару лет назад мы с недоверием относились к белорусским стиральным машинам и микроволновкам. Теперь они стоят во многих домах и успешно конкурируют с импортными аналогами. Специалисты говорят, что спросом у покупателей пользуются новые модели стиральных машин с загрузкой до 7 кг с набором функций, позволяющих экономить расходы на воду и электроэнергию; холодильников с зоной свежести; последние модели LCD-телевизоров со светодиодной подсветкой; аэрогрилей, хлебопечей, разные виды синтетических моющих средств с повышенной моющей и отбеливающей способностью, новый ассортимент декоративной косметики (серии средств для ухода за волосами); коллекции одежды, обуви и другие товары.

Что же касается производства мобильных телефонов, то изготовление корпусов для них готово взять на себя Государственное научно-производственное объединение порошковой металлургии. Генеральный директор этого учреждения Александр Ильющенко заверил, что все устройства мобильной связи будут обеспечены качественными корпусами.

Выходит, отечественные мобильники просто должны будут пройти испытание на прочность и качество? И вполне вероятно, что через пару лет каждый десятый белорус будет пользоваться “родным” мобильником? Но, наверное, это произойдет только в случае, если к достойному качеству прибавится еще и доступная цена.

 Мнение экспертов

— Чтобы идея производства белорусских мобильных телефонов стала экономической реальностью, для начала необходим хороший бизнес-план, — считает доктор экономических наук, заведующий кафедрой “Экономика и право” БНТУ Сергей Солодовников. — Думаю, отечественная модель должна быть относительно дешевой, рассчитанной на покупателя, который стремится экономить. Производитель аппаратов сотовой связи должен ориентироваться в целом на рынок  Таможенного союза. А для этого нужна развитая внешняя и внутренняя сеть по сбыту и своевременное заключение дилерских соглашений. Рекламе в продвижении товара такого рода должно отводиться далеко не последнее место.  

По мнению генерального директора центра стратегического развития “Маркетинговые системы” Анатолия Акантинова, необходимо осознавать, какой экономический эффект можно получить при организации производства мобильных телефонов у нас в стране. Следующий вопрос в том, кто займется таким серьезным проектом. Или это будет мировой лидер по производству мобильных телефонов, или планируется наладить выпуск собственной белорусской модели. Но последний вариант вряд ли возможен, так как создание “с нуля” конкурентоспособного продукта — непростая задача. Разве что это будет недорогой мобильный телефон, “начинкой” которого станут импортные составляющие китайского производства. Надо понимать, что поначалу отношение к белорусскому мобильному телефону будет настороженным, поэтому стоит уделить немалое внимание тому, как “преподнести” новый товар потребителю. 

←Казачныя метамарфозы беларускіх зорак

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика