Найдут ли своего покупателя мобильники белорусского производства?
На недавнем совещании по социально- экономическому развитию страны Президент поставил перед белорусскими предприятиями четкую задачу: выпуск конкурентоспособной продукции, ориентированной прежде всего на импортозамещение и экспорт. Многие товары белорусского производства, в том числе и сложная бытовая техника, уже завоевали доверие отечественных и зарубежных потребителей. А вот ниша производства одного из самых востребованных товаров – мобильных телефонов – в Беларуси до сих пор не заполнена. Кому под силу взяться за производство сотовых телефонов и что для этого нужно, выясняла «НГ».
Жительница Логойска Дарья Давидович в своем письме в редакцию “НГ” рассказала о том, что вот уже полтора года пользуется белорусским мобильником. “Приобрела его в одном из столичных магазинов не только из любопытства, но и решив поддержать отечественного производителя, — пишет Дарья. — Признаюсь откровенно — поддавшись на призыв “Купляйце беларускае!”, чувствовала, что заведомо иду на некоторый риск. Ведь не у кого было даже разузнать, как проявляет себя неброский с виду, по сравнению с импортными аналогами, мобильник. Даже продавец не спешил высказывать в его адрес похвалы и на большинство моих расспросов пожимал плечами, мол, время покажет, что это за ноу-хау”.
Так вот, — читаем далее в письме, — аппарат “Евротеф” от ОАО “Промсвязь” и сегодня исправно работает. Он вполне устраивает меня по техническим характеристикам и дизайну. Зная, что одна из моделей этой марки — Е2 — изготовлена для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями, решила недавно приобрести такой телефон для восьми-десятилетней матери. Дело в том, что клавиатура для набора и дисплей в этой модели больше по размеру, чем на привычных миниатюрных трубках. А главная ее особенность — кнопка SOS для экстренного вызова. Но каково же было мое удивление, когда, заглянув в несколько салонов по продаже мобильных телефонов, я так и не нашла нужную мне вещь. До сих пор не могу понять: то ли отечественные телефоны так быстро раскупают, то ли их больше не выпускают?”.
Партия пробная. И последняя?
Корреспондент “НГ”, подключившись к поиску, также поинтересовалась наличием отечественных мобильных телефонов от ОАО “Промсвязь” в обычных и виртуальных торговых точках.
— Мы уже давно не торгуем белорусскими мобильниками, — вежливо ответила нам продавец одного из столичных магазинов. — Около года назад распродали оставшиеся по цене около 290 тысяч. Больше к нам они не поступали. Покупатели как-то настороженно к ним отнеслись, с недоверием, что ли.
В одном из брестских салонов по продаже мобильных телефонов даже удивились, узнав, что такая белорусская техника вообще существует.
— В продажу поступила только пробная партия телефонов марки “Евротеф” — около семисот штук, — прояснил ситуацию заместитель директора по коммерческим вопросам ОАО “Промсвязь” Александр Зюзькин. — К сожалению, спросом наши аппараты не пользовались. Поэтому мы прекратили их выпуск. Как оказалось, покупатели отдают предпочтение иностранным брендам, готовы для этого даже брать кредиты и платить немалые деньги.
Заграница у нас купит?
Впрочем, это касается не только мобильных телефонов. Недавно Министерство торговли актуализировало перечень товаров, рекомендуемых для производства в стране в рамках программы по импортозамещению. Предприятиям-изготовителям предлагается расширить существующий список еще на 300 товарных позиций. Из них 139 позиций уже производятся в стране, хотя одни — в недостаточном ассортименте, другие все еще не полностью удовлетворяют спрос по отдельным параметрам. В число 163 позиций входят те товары, выпуск которых в Беларуси ранее налажен не был.
Пожалуй, самой заметной стала рекомендация потенциальному производителю белорусских мобильных телефонов. Вместо планируемых ранее 100 тысяч аппаратов в год ставится задача наладить их производство объемом в один миллион штук.
— Предлагая к освоению товары, мы полагаем, что их производство необходимо не только для внутреннего рынка, но и для поставки на экспорт, — пояснила начальник управления потребительского рынка непродовольственных товаров Министерства торговли Республики Беларусь Нина Пашко. — Перечень любых товаров формируется, образно говоря, не с потолка, а на основании изучения потребительского спроса, анализа поступающего импорта, сложившегося уровня продаж. Уточнить необходимые объемы поставок на внутренний рынок можно только после предоставления производителями образцов товаров в ассортименте с указанием технических характеристик, потребительских свойств и отпускных цен.
“Стиралкам” тоже было нелегко...
Как показывает опыт, то, что вчера считалось экономически нецелесообразным для выпуска в стране, сегодня успешно производится. Это, например, энергосберегающие люминесцентные лампы, электросушители для рук и другие товары.
В первом полугодии 2012 года организациями произведено и поставлено на внутренний рынок страны 72 позиции импортозамещающих потребительских товаров из 81-й запланированной.
Что и говорить, еще пару лет назад мы с недоверием относились к белорусским стиральным машинам и микроволновкам. Теперь они стоят во многих домах и успешно конкурируют с импортными аналогами. Специалисты говорят, что спросом у покупателей пользуются новые модели стиральных машин с загрузкой до 7 кг с набором функций, позволяющих экономить расходы на воду и электроэнергию; холодильников с зоной свежести; последние модели LCD-телевизоров со светодиодной подсветкой; аэрогрилей, хлебопечей, разные виды синтетических моющих средств с повышенной моющей и отбеливающей способностью, новый ассортимент декоративной косметики (серии средств для ухода за волосами); коллекции одежды, обуви и другие товары.
Что же касается производства мобильных телефонов, то изготовление корпусов для них готово взять на себя Государственное научно-производственное объединение порошковой металлургии. Генеральный директор этого учреждения Александр Ильющенко заверил, что все устройства мобильной связи будут обеспечены качественными корпусами.
Выходит, отечественные мобильники просто должны будут пройти испытание на прочность и качество? И вполне вероятно, что через пару лет каждый десятый белорус будет пользоваться “родным” мобильником? Но, наверное, это произойдет только в случае, если к достойному качеству прибавится еще и доступная цена.
Мнение экспертов | |
|
|