Главный редактор «ARCHE» рассказал о подробностях его задержания в Гродно

Как рассказывает Валерий Булгаков, началось мероприятие в 18.40 и длилось около часа двадцати минут. В программе – презентация самого историка Яна Шумского, чьё выступление Булгаков называет блестящим, и короткая речь главреда «ARCHE».
Настолько всё это действо некоторым силам показалось захватывающим, что было заснято на телефонную видеокамеру. Кому-то, видимо, не хотелось расставаться с такими ораторами: второго выступающего около 10 минут девятого задержали.
Почему задержали не в начале, когда уже начали раздавать считающуюся, видимо, кем-то «опасной», «политизированную» литературу, а уже в конце вечера, - трудно сказать. Предполагают, что службы интересовало проведение определённого «социологического» эксперимента»: как расходится подобного рода литература, какой вызывает интерес.
Группа «рейдерского захвата» с участием налоговиков и ещё неких непонятных особ, на мгновение помахавших перед носом своими «корочками», попыталась «обезопасить» гродненцев от распространителя вредных идей.
Организатора мероприятия вместе с книгами и журналами задержали. На вопрос, зачем для этого задержания использовано столько людей, ответили: на случай, если бы было оказано сопротивление или была попытка бежать.
Конфисковали 20-30 разных номеров «Архэ», по несколько экземпляров, около 40 наименований книг, тоже не по одному экземпляру – всего около 200 единиц.
Булгаков говорит, что он не чувствовал, что захват был организован специально ради него. Скорее для того, чтобы запугать побольше гродненцев, отбить охоту к «вредной» литературе. Короче говоря, чтобы «впредь неповадно было».
При беседе в гродненской налоговой инспекции долго не могли поверить, что «Архэ» это журнал, а не книга. Бессмысленный спор-диалог на эту тему лишь отнимал время. Закончилась эта часть беседы фиксированием адреса редакции. А ещё интересовались, какие типографии печатают такие вещи (это уж вопрос абсолютно «содержательный», наполненный глубокого смысла и, наверняка, с далеко идущими последствиями). Как и вопрос, кому принадлежит помещение, где презентация проводилась. И уж совсем «прозрачный» вопрос – как давно Валерий Булгаков знаком с Анджеем Почобутом.
Не известно, далеко ли простёрлось любопытство налоговиков, если бы задержанный не поинтересовался: это допрос или рутинное составление протокола? Почему-то выяснение этого остудило любопытство налоговой службы. Смутились. Начали уверять, что это просто налоговая проверка. И такая же вслед за этим ждёт гродненских таксистов. Дескать, «политическими репрессиями» тут и не пахнет.
Правда, постоянная видеосъёмка мало походила на атрибут обыкновенного составления протокола.
Но не только такие «технические нестыковки» удивляют. Валерию Булгакову, по его признанию, часто задают вопрос: почему ещё на воле? И это – ребус гораздо более запутанный. Возможно, власти полагают, что белорусскоязычная культура «умрёт без посторонней помощи», если не акцентировать на ней особого внимания? Или, напротив, такой конкретный выпад может быть воспринят, как наступление на всю национальную культуру и породить ненужный всплеск активности определённых слоёв населения? Ответ пока неясен.
Ясно одно – последствия у задержания будут: через пару недель должно состояться судебное заседание с вынесением наказания за «незаконную предпринимательскую деятельность» с возможным штрафованием до 10 миллионов рублей. Возможно, будет конфискована литература – книги и журналы. Ведь теперь их читают не любознательные налоговики, а многоопытные в таких делах работники КГБ. Предполагается также, что пострадать ещё раз могут гродненские поляки.
Что это, как не состояние «холодной войны», на полях сражений которой книга всегда воспринималась в качестве оружия большой силы.
Толь ко вот забывают они о ещё более сильном оружии – интернете. Где, например, сообщество «Надоел нам этот Лукашенко» насчитывает несколько десятков тысяч участников, а антипрезидентские ролики на YouTube набирают десятки тысяч просмотров.
Так что старый девиз литературного мракобеса - «Собрать все книги бы, да сжечь» - тут уже не поможет. Надо осваивать более современные противоядия от вольнодумства.