«Железнодорожный вокзал – Круглая площадь»
По такому маршруту 60 лет назад вышел первый в Минске троллейбус.
В мире первый «безрельсовый трамвай» появился в 1882 году в пригороде Берлина – городке Шпандау. По своему виду он больше напоминал открытую карету с верхним приводом, рассчитанную на 3–4 пассажиров. 20 лет спустя инженер Фрезе по патенту французской фирмы сделал первый троллейбус в России. Но в Москве новый вид общественного транспорта вышел на маршрут лишь в 1933-м.
Какими только не были первые советские троллейбусы – с деревянными кузовами, полностью металлические и даже двухэтажные! Но первый троллейбус в Минске был с дюралевым кузовом, и вышел он на городской маршрут «Железнодорожный вокзал – Круглая площадь» 19 сентября 1952 года. В тот день пассажиров перевозили пять машин МТБ-82Д, произведенных на заводе им. Урицкого в городе Энгельсе Саратовской области. Специалистов – слесарей, водителей, мастеров, электромехаников – обучали в Ленинграде.
Исправно отслужив горожанам два десятка лет, первый минский троллейбус ушел на заслуженный отдых в 1972 году, когда общее число этого вида транспорта в городе приблизилось к сотне. В послужном списке электрического первопроходца столичных дорог солидные цифры: 1 миллион 83,5 тысячи километров и 9 миллионов пассажиров. За свои заслуги железного «пенсионера» было решено выставить на почетный пьедестал в первом троллейбусном депо, откуда каждое утро он начинал свой рейс, а сегодня его можно увидеть во втором троллейбусном парке.
Мария ЗУБКОВА, «ЗН», фото БЕЛТА