Борис Луценко:“Все мы играем в жизни ту или иную роль"
Первая профессия Бориса Ивановича — машинист тепловоза. Пожалуй, она в чем-то сродни режиссерской природе мастера. Только у тепловоза проверенные рельсы, по которым ведешь свой локомотив, не всегда зная, что впереди. Спектакль и театр — основа, которую создаешь сам и всегда несешься в неизведанное. А в пути случается всякое... Путь режиссера не был усыпан розами, случались взлеты и падения, но в самые отчаянные моменты он возрождался, как птица Феникс, и снова несся вперед, увлекая за собой в неизведанное.
Мечтаю, чтобы вдруг...
Недавно вышедшая книга “Исповедь грешного лицедея” — своеобразный монолог патриарха белорусского театра, народного артиста Беларуси, лауреата специальной премии Президента Республики Беларусь “За духовное возрождение”, по праву признанного классиком при жизни. Звучит как его профессиональное кредо, подтвержденное 45-летней жизнью в искусстве:
— Если бы в жизни все было как в театре! — рассуждает Борис Луценко. — Ведь что происходит на сцене? Герои пьесы убивают, врут, крадут, насилуют, хамят и ссорятся, но в конце спектакля смертельные враги, убийцы и их жертвы, обманщики и обманутые, сошедшие в могилу и их могильщики вдруг оживают и, взявшись за руки, выходят на сцену, даря зрителям свои улыбки и поклоны. Вот и я мечтаю, чтобы однажды вдруг восстали из мертвых погибшие на войне солдаты, невинно убитые дети, старики, женщины. Чтобы политические противники и воюющие государства, помирившись, вышли, взявшись за руки, на поклон к людям, а ссорящиеся супруги всего мира нежно поцеловались. Но, увы, такое возможно только в театре. Именно там всякое злодейство — это только игра, страсти, показанные зрителю актерами. Чем они достоверней, тем талантливей актер. Театр — это Дон Кихот, который борется с ветряными мельницами людских пороков и несовершенств. Донкихоты никогда не побеждали ветряные мельницы, и театр не способен искоренять пороки общества и человека. Однако донкихоты и ланселоты должны бороться со злом, понимая, что победить его не смогут. Но даже если ненадолго они перестанут это делать, зло и несправедливость захлестнут мир.
Птенцы гнезда Луценко
Своего рода продолжение семейных отношений — ученики. Луценко воспитал их не одно поколение. Актеров, режиссеров... Посеянные им зерна дают прекрасные всходы. Самые яркие молодые зарницы на небосклоне белорусского театрального искусства — его “птенцы”.
Павел Харланчук — режиссер и актер Купаловского театра, лауреат Первой национальной театральной премии, Екатерина Аверкова — главный режиссер Могилевского областного драматического театра, Денис Нупрейчик — главный режиссер Нового театра в Минске, Ольга Саратокина успешно работает в Международном центре В. Мейерхольда в Москве, Егор Легкин — режиссер Театра юного зрителя (как актер занят в репертуаре Театра-студии киноактера), Светлана Науменко успешно заявила о себе в театрах Германии, Наталья Кузменкова — режиссер Большого театра оперы и балета, поставившая оперы “Рита, или Пиратский треугольник” Доницетти, “Моцарт и Сальери” Римского-Корсакова (вероятно, продолжая традицию своего учителя, который открывал для белорусской оперной сцены “Кавалера роз” Рихарда Штрауса, по-новому позволил услышать “Иоланту” Чайковского в Белорусской государственной консерватории (ныне Белорусская государственная академия музыки). Он воспитал не только плеяду учеников. Борис Иванович начинал в Белорусском государственном театре имени Янки Купалы, стоял у истоков создания и расцвета Театра-студии киноактера, Молодежного театра. Он воспитал не одно поколение зрителя, который верит режиссеру, идет за ним и ждет его новые, умные, талантливые спектакли.
Дом — театр, и театр как дом
Главным в жизни для него всегда был театр. Но для художника дом — это надежные тылы. С моей точки зрения, именно семья позволила состояться творческим свершениям. Жена Людмила — музыкант, преподаватель училища имени Глинки, а в последние годы еще и писатель (в журнале “Литературная Немига” опубликованы три ее повести под псевдонимом Артамонова), песни сына — Ивана Луценко — исполняют ведущие солисты белорусской эстрады. Для дома Луценко вообще характерна атмосфера высокой духовности.
Близкие по духу
Кроме книги, посвященной жизни и творчеству Бориса Луценко, истинным праздником для профессионалов, любителей театра, критиков, зрителей стала недавняя премьера режиссера “Загадочный визит” (по пьесе “Визит старой дамы” Ф. Дюрренматта) на сцене Национального академического драматического театра имени М. Горького, которому мэтр отдал почти 30 лет жизни. Пожалуй, самые знаковые достижения этого театра связаны с именем Бориса Луценко. Яркий, умный, тонкий, глубоко философский, удивительно современный спектакль, по которым так соскучился нынешний зритель. Спектакль не на потребу, не “развлекуха” — спектакль-размышление, спектакль-предупреждение, спектакль-притча... Шекспир и Горький, Брехт и Мережковский, Шиллер и Гоголь, Дидро и Клодель, Макаенок и Дударев — далеко не полный список близких режиссеру авторов. 75-летие признанный мастер, поставивший 100 спектаклей в театрах Беларуси, России, Украины, Латвии, Литвы, Германии, Швейцарии, создавший на белорусском телевидении ряд фильмов-спектаклей, снявший художественный фильм “Раскиданное гнездо” на киностудии “Беларусьфильм”, встречает более чем достойно. С юбилеем, Борис Иванович!