Белорусская национальность среди отсутствия национальной идентичности в постнациональную эпоху
14.09.2012 12:13
—
Новости Общества
Белорусская национальность среди отсутствия национальной идентичности в постнациональную эпоху
/13 сентября в Галерее "Ў" и "Кнігарне ЛогвінаЎ" состоялась подиумная дискуссия "Идентичность в постнациональную эпоху" и презентация двух книг Сергея Хоревского, известного белорусского искусствоведа. Волей случая автор статьи трансгрессировал и побывал на двух событиях сразу.
Во время дискуссии, инициированной Институтом имени Гете, обсуждался вопрос, существует ли в актуальных условиях национальная идентичность. Специально приглашенный гость литературный критик, писатель, руководитель издательства "Carl Hanser Verlag" и издатель легендарного журнала "Akzente" Михаэль Крюгер выразил мысль, что европейской национальной идентичности сейчас не существует. Он считает, что это в это слово сейчас вкладывается скорее экономическая, нежели философская подоплека. Также Михаэль Крюгер напомнил, что как только Германия заговаривала о национальной идентичности, через некоторое время это приводило к захватническим войнам. И такая последовательность событий повторялась с завидным постоянством.
Фото: Дарья Бурякина
В это время в соседнем зале в "Кнігарне ЛогвінаЎ" Сергей Хоревский презентовал две своих книги: воспоминания о прошлом "Прачутае" и сборник эссе и лекций "Прамоўленае". На презентации Сергей как раз говорил о белорусской национальности, знакомил с новинками по белорусскому искусствоведению.
Особо выделив книгу Зенона Позняка "Добрая фатаграфія", Сергей Хоревский подчеркнул, что для него автор этой книги - прежде всего выдающийся театральный критик и искусствовед. Сергей не касался, или почти не касался, "индейских перьев" (эвфемизм Сергея Хоревкого) Зенона Позняка и лишь коротко сказал: "И на солнце есть пятна". В любом случае книга "Добрая фатаграфія" - первый шаг в кодификации белорусской фотографии. Однако сам он и Адам Глобус, присутствовавший на презентации, задали повисшие в воздухе вопросы касательно наполнения альбома "бездарными снимками" (Адам Глобус).
Больше всего, конечно, говорилось о белорусской национальности и нашем будущем. В этом вопросе Сергей Хоревский оптимист. Он неоднократно сравнивал нынешние времена с эпохой Брежнева, когда выбора не было совсем. По его словам, тогда у него было 3 белорусскоговорящих друга, при Андропове – 30, при Горбачева – 300, а сейчас - 3 000. Однако плюсом брежневского времени было то, что писатели тогда писали книги, художники писали картины и все занимались своим делом. Нынешний же бич белорусов, по мнению автора, что все одновременно занимаются всем, и в итоге ничем. Все перепуталось.
В целом на душевной презентации прозвучали оптимистичные слова о том, что белорусская культура сейчас процветает как никогда. Объем белорусской литературы растет, и язык получил несравненно больший социальный статус. В качестве доказательства приводилось количество изданных белорусских книг, переводов, книг по истории и искусствоведению. На каверзный вопрос: "Кто же их читает?" Сергей Хоревский заметил, что сейчас вообще меньше читают, по-русски в том числе, и согласился, что диск памяти современных людей заполнен поиском информации в интернете, и там не осталось места для формулирования собственных мыслей.
Причины нынешних проблем известный белорусский искусствовед увидел в незавершившемся еще распаде советского народа. Однако для него это дело времени. По его словам, он уже сейчас не может представить себе реальных потребителей современной белорусской культуры – песен Полины Смоловой, современных штучных и поверхностных книг.
В завершение Сергей Хоревский сказал, что для него вопрос белорусского языка – этический. Иначе все расстрелянные белорусские поэты, "черные" списки – это обычный ход истории. А для того, чтобы быть правым, ему достаточно самого себя.
В конце состоялась автограф-сессия.