Выборы сквозь призму оппозиции

Источник материала:  

23 сентября в Беларуси пройдут парламентские выборы. Представители разных политических сил относятся к этому важнейшему политическому событию в жизни страны по-разному — не во всех оно вселяет оптимизм. Потому что не всех поддерживает народ, и это стало ясно уже на стадии сбора подписей за кандидатов.

Вилами по воде…

За кандидатов гражданской кампании «Говори правду» подписи собирали 500 сборщиков. Как ни старались они, но, когда подсчитали, прослезились. Подписей оказалось всего 40 тысяч. Иными словами, каждый сборщик в среднем сумел собрать за 30 дней всего 80 подписей, по две с половиной подписи в день, что катастрофически мало. Это, между прочим, показатель того, как будут голосовать за кандидатов от этого движения избиратели. Подобный удручающий результат и у кандидатов, представляющих другие политические силы, традиционно относящие себя к оппозиционным. 

Реакция на такую ситуацию у оппозиционных лидеров не всегда адекватна. Они требуют еще большей, чем сейчас, либерализации избирательных законов.

Требование это явно несуразное. Многим решительным критикам действующей власти предоставлена возможность побороться за право занять депутатские кресла. Их имена и портреты появятся на информационных стендах, им предоставлена возможность рассказать избирателям о своей программе в эфире или на страницах республиканских газет. Другое дело, поверят ли избиратели их предвыборным обещаниям, проголосуют ли за них? Это большой-большой вопрос. Потому что их победа на выборах, как говорится, вилами по воде писана.

Следить будут строго

А новое избирательное законодательство в Беларуси очень даже либеральное. Об этом говорит хотя бы тот факт, что в нынешней кампании по сравнению с прошлой участвует вчетверо больше выдвиженцев от восьми различных политических партий.

Но это обстоятельство критики действующей власти как раз стараются не замечать — что толку в кандидатах, которых мало кто считает популярными. Зацепку нашли в другом — они жестко критикуют норму белорусского закона, предусматривающую предварительное голосование, которое начинается за неделю до даты выборов. При этом голословно утверждают, что в ходе предварительного голосования якобы может иметь место фальсификация волеизъявления граждан.

Но оснований опасаться каких бы то ни было фальсификаций нет и быть не может — потому что один из институтов ОБСЕ — Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) направляет ныне в Беларусь 40 долгосрочных и 270 краткосрочных наблюдателей. Примерно столько же ожидается от Исполкома СНГ. А теперь сравним: если в Германию, где проживает 80 миллионов человек, едут 15 наблюдателей, то в Беларусь, где проживает 9 миллионов, их едет 700.

Надеяться, что эти наблюдатели отвернутся от каких-либо нарушений, не приходится. Наблюдать они будут пристально, а придираться некоторые из них — въедливо. Некоторые европейские политики уже сейчас угрожают, что после оценки легитимности белорусских парламентских выборов, возможно, потребуют расширения санкций.

Что же касается наблюдателей из стран Евросоюза, то среди них, а это проверено опытом предыдущих выборов в Беларуси, есть такие, которые у себя на родине придерживаются радикальных оппозиционных взглядов. То есть люди, относящиеся к выбору белорусского народа не вполне доброжелательно. Потому есть сомнения, что и на этот раз они могут отнестись к волеизъявлению белорусов объективно.

Члены же избирательных комиссий ориентированы на то, чтобы выборы прошли без сучка, без задоринки, в строгом соответствии с законодательством.

Как резвятся «сьвядомыя»

Прекрасно осознавая, что в парламент большинство их кандидатов не пройдет, называющие себя «демократическими» лидеры тем не менее решили использовать предвыборную кампанию в своих интересах — для пропаганды своих идей.

«Мы будем встречаться с людьми, распространять информационные материалы, выступать на телевидении и по радио, печатать свою программу в прессе — до 15 сентября», — заявил вождь БНФ Алексей Янукевич.

Программу — это хорошо. А вот у Объединенной гражданской партии (ОГП) программа оказалась какой-то странной: они решили агитировать людей, чтобы они не участвовали в выборах.

В таком удовольствии им было отказано, потому пожаловались Президенту в открытом письме. А мотивировали свои претензии тем, что агитировать за бойкот в эфире законом якобы не запрещено. Следовательно, можно.

Разумеется, президент ни одной уважающей себя демократической страны не обязан ввязываться в утомительные дебаты на многочисленных оппозиционных сайтах. Если зай­ти на некоторые такие сайты, то невольно приходишь к убеждению, что занятие это пустое — то же самое, что комментировать граффити на заборах. Кстати, руководство Объединенной гражданской партии однажды ловко открестилось от своего же сайта, когда на нем были размещены материалы, нарушающие закон. Заявило, что сей интернет-ресурс — творчество вовсе не ОГП, а некой «группы частных лиц».

Тем не менее члены Наблюдательного совета по контролю соблюдения правил проведения предвыборной агитации в СМИ не сочли за труд, основываясь на законе, ответить этим «частным лицам» по существу волнующего их вопроса: «Предвыборная агитация — деятельность, имеющая целью побудить или побуждать избирателей к участию в выборах, голосованию за тех или иных кандидатов или против них…».

Обратите внимание: побуждать голосовать, а вовсе не отказываться от голосования! Дальше в разъяснении Наблюдательного совета говорится: «Использование бесплатных выступлений по государственному телевидению и радио для иных целей законом не предусмотрено».

Такой ответ непримиримых оппозиционеров огорчил. Лидер оппозиционной партии Анатолий Лебедько, зарегистрированный кандидатом в депутаты, даже решил в отместку напугать членов Центральной избирательной комиссии, публично заявив: «Я сниму свою кандидатуру за неделю до дня выборов». Подобное решение обещает принять и партия БНФ (Белорусский народный фронт). На что глава Центризбиркома Лидия Ермошина иронично заметила, что «цвет нации» не хочет идти в белорусский парламент.

Неостроумная шутка?  Нет, шантаж!

Но что же делать, чтобы «бойкотчики» не капризничали, а вместе со всеми пошли на избирательные участки? Как и чем их ублажить? На эти вопросы у них есть заранее заготовленный один и тот же ответ, похожий на неостроумную шутку: а вот пусть сначала «политзаключенных» отпустят. Но это не шутка, потому что на юмор наши угрюмые оппозиционеры не способны. Они так шантажируют. Прекрасно ведь понимают, что люди, которых они упрямо называют «политзаключенными», совершили деяния, наказуемые в уголовном порядке, их вина доказана, суд определил наказание в виде лишения свободы.

С какой стати прощать, скажем, того же Александра Беляцкого, сокрывшего в особо крупном размере доход от налогообложения. Ведь получение тайного дохода документально подтвердили министерство юстиции Литвы и генеральная прокуратура Польши.

И Дмитрия Дашкевича или Эдуарда Лобова, осужденных за хулиганство, следует ли избавлять от наказания вопреки приговору суда? А Игоря Олиневича, который отбывает срок за то, что напал на российское посольство, поджег отделение «Беларусбанка», организовал несанкционированную акцию у здания Министерства обороны и участвовал в нападении на казино «Шангри-Ла»? А Николая Автуховича, незаконно хранившего оружие и боеприпасы? Да и Артема Прокопенко, осужденного за поджог дверей здания Комитета государственной безопасности в Бобруйске, уж не по головке ли погладить?

Бойкот — вещь небезопасная

В штабах движения «За свободу», партии БНФ и кампании «Говори правду» слово «выборы» почти и не произносят. Его вытеснило из оборота слово «бойкот». А недавно «сьвядомыя» даже «рабочую группу» решили создать по организации активного бойкота. Чем «активный» бойкот отличается от «пассивного», видно из составленного группой плана. Бойкотирующие граждане грозятся разбросать листовки в почтовые ящики жильцов с призывами не ходить на выборы. Они очень надеются, что, прочитав такую бумажку, избиратель передумает идти на участок. А еще они наивно полагают, что у избирателя своей головы на плечах нет, потому им легко можно управлять с помощью пламенных призывов в листовке.

Реакцию избирателя, который вынет из ящика такую бумажку, нетрудно предугадать. Он прочитает и подумает: чего же все-таки добиваются эти «оппы»? Ну, не пойду я на выборы, сосед не пойдет, весь подъезд, предположим, тоже не пойдет. Что же тогда будет? Неужели те, кто эти листовки разбрасывает, хотят, чтобы парламента в стране не было — власти законодательной? Наивные же они люди! Да хоть целую рощу сруби на древесину и бумагу из нее изготовь, на листики ее порежь и напиши на каждом: «Бойкот!», парламент в стране все равно будет! Как же без парламента? Он же Конституцией преду­смотрен. Получается, оппозиционеры хотят, чтобы я, избиратель, никак не мог повлиять на процесс формирования нашего парламента? Они хотят, чтобы депутатами стали разные там безработные «политики» и издавали законы, по которым мне жить? Не бывать тому!

А еще оппозиционеры пикеты собираются устраивать. Французское слово «пикет», как известно, переводится как «кол». Встанут перед избирательным участком несколько человек с грозными лицами, держа колы с приколоченными щитками, на которых надписи: «Бойкот выборам!». Отцы белорусской оппозиции, видимо, думают, что иной избиратель испугается суровых лиц пикетчиков, развернется и пойдет назад несолоно хлебавши и бормоча: «Да ну вас всех! Не хватало еще с пикетчиками поцапаться».

Конечно, большинство избирателей поступит следующим образом: бросив на борцов за идею ироничный взгляд, пройдет мимо, на участок голосовать. Но может ведь и такое случиться: какой-нибудь не­уравновешенный гражданин осерчает, что ему какие-то угрюмые люди указывают это делать, это не делать, и тоже схватится за кол. Что тогда? Неужели милиционера звать, чтобы разнимал?

Планируют активные «бойкотчики» и встречи с избирателями. Вот только интересно, где и как? Можно объявление повесить, что, мол, дорогие граждане избиратели, приходите в указанное место, о выборах потолкуем. Только сомнительно, чтобы кто-то пошел. Какой смысл напрасно лясы точить: надо просто прийти на участок, ознакомиться с информацией о кандидатах, биографии их почитать и сделать свой выбор. А встречаться непонятно с кем и непонятно для чего стоит ли?

Для встреч с избирателями у желающих бойкот учинить оппозиционеров в арсенале есть еще один способ: ходить по подъездам, звонить в двери и агитировать. Так обычно и делают. Но одно дело, когда говорят открывшим дверь домочадцам: не голосуйте за Смирнова, а голосуйте за Сидорова. В таких случаях избиратели обычно отвечают: да мы сами с усами, разберемся как-нибудь, за кого голосовать. Но если позвонят и скажут: не ходите на выборы, тут реакция может быть иной. Как и при пикетировании, не исключена возможность нарваться на какого-нибудь неадекватного гражданина. И крупного по габаритам. Такой ведь и с лестницы может спустить.

А еще в плане намечено мероприятие: издание специальных тиражей газет. Массовых, надо полагать. Возьмет читатель экземпляр такой газеты, развернет, а там: «бойкот, бойкот, бойкот…». Эх, жаль мне березовую рощу!

Но самый интересный пункт плана организации «активного бойкота» — «рассылка писем членам комиссии о недопустимости нарушения законодательства».

Представляете, получает член избирательной комиссии письмо, вскрывает конверт, читает… Ему строго так, назидательно и настоятельно, по-хорошему советуют не нарушать закон. Интересно, как оппозиционеры будут подписывать сии послания: «безработный активист» или просто «доброжелатель»?

Победа над здравым смыслом?

«Значительная часть общества разочарована как во власти, так и в оппозиции», — заявил один из вождей движения «За свободу» Юрий Губаревич. Насчет оппозиции он, следует признать, справедливо подметил. Что же касается действующей законодательной власти, всякий понимает: для того выборы и проводятся, чтобы в парламент пришли новые люди, свежие силы, лучшие из лучших, достойнейшие из достойных. А хандру господина Губаревича мы наблюдаем оттого, что он догадливый и смекалистый. Прекрасно понимает: рассчитывать на то, что кресла в парламенте займут безработные политики, — шансов практически никаких.

А еще он изрек такую заумную фразу: «Нашей победой будет осознанный выбор избирателей… в форме неучастия в выборах как демонстрации недоверия действующей власти».

Иными словами, если граждане не доверяют тем или иным депутатам нынешнего парламента и откажутся проголосовать за других, более подходящих, в таком случае господина Губаревича и его единомышленников можно будет поздравить с победой. Непонятно, правда, победой над кем? Или над чем? Неужели над здравым смыслом? Впрочем, подобного не случится. Белорусский народ и на этот раз проголосует своей вековой мудростью за сильную и процветающую Беларусь.

ВЛАДИМИР КОЖЕВНИКОВ, kozhevnikov@vayar.sml.by

 

 

←Брестский правозащитник предлагает ужесточить уголовное законодательство

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика